IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Причины возникновения детской тревожности

Бешеный ритм современной жизни, огромные потоки информации, с которыми дети вынуждены сталкиваться в школе, на улице, дома, безусловно, оказывают негативное влияние на здоровье, в том числе психическое, современных детей. Все чаще звучат такие определения, как гиперактивный, агрессивный, тревожный… На детей навешивается все больше ярлыков, а родители хватаются за голову, не зная, как правильно вести себя со своим любимым ребенком.

Вашему вниманию предлагается серия бесед о детской тревожности.

Но, прежде всего, нужно выяснить, что же это такое.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность личности, которая проявляется в повышенном беспокойстве в самых разных житейских ситуациях, независимо от того, есть ли для этого чувства основания или нет.

Тревожность важно отличать от тревоги и страха.

Если ребенок испытывает беспокойство перед публичным выступлением или проверочной работой, а иной раз в таких же ситуациях остается спокойным, то здесь речь идет не о тревожности, а о тревоге.

Детская тревога – это тоже чувство беспокойства, которое возникает вследствие ожидаемой предстоящей или воображаемой угрозы. Тревога может быть вызвана не только отрицательными событиями, но радостным волнением и ожиданием, сопряженным с неизвестностью.

Детский страх – это нормальная естественная отрицательная эмоциональная реакция на угрозу жизни или здоровья. Детский страх возникает, если эта угроза конкретна и наглядна. У страха всегда есть предмет испуга – человек, животное, ситуация.

Если же ребенок проявляет беспокойство часто и в самых разных ситуациях (при знакомстве с новыми людьми, при ответе у доски, выполняя домашнюю работу и т.д.), то можно говорить именно о тревожности как свойстве личности. Важно отметить, что при этом ребенок часто не понимает и не может объяснить, чего именно он опасается.

Признаками тревожности могут являться следующие характеристики:

   любое задание или новое событие вызывает у ребенка выраженное беспокойство;

   во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением ребенок часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи); 

   беспокойно спит, жалуется на страшные сны;

   у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется;

   ребенок плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;

   не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности;

   старается скрывать свои проблемы и тревогу.

Детская тревожность часто вызывает беспокойство у родителей, ведь ребенок изматывает себя и своих близких постоянным беспокойством о, казалось бы, незначительных вещах. Однозначного ответа на вопрос, почему ребенок такой тревожный, не существует, поскольку существует ряд причин, которые способствуют возникновению тревожности у детей.

Рассмотрим некоторые из них.

1.                               Наследственность. Известно, что у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Происходит это не только и не столько за счет передачи генов, сколько из-за подражания взрослым в семье, принятия их образа мыслей и поведения. Кроме того, на ребенка может оказывать влияние родительская тревога «за него», за то, как он справится с той или иной ситуацией.

2.                               Обстановка в семье. Одной из наиболее важных причин возникновения тревожности у ребенка является нарушение его взаимоотношений с родителями. Если родители чрезмерно опекают или предъявляют завышенные требования к ребенку («Ты должен учиться на одни пятерки!»), то, пытаясь соответствовать этим ожиданиям и опасаясь недовольства, ребенок с большой вероятностью может стать очень тревожным. То же может наблюдаться и при конфликтной атмосфере в семье (если супруги ссорятся между собой), неудовлетворенности взрослых в семье своим уровнем дохода, работой, образом жизни и т.д.

3.                               Непоследовательность воспитания. Если мнение родителей о методах воспитания расходятся (отец считает, что за совершенный поступок ребенка нужно наказать недельным домашним арестом, а мама считает меру слишком строгой и втайне от отца смягчает ее, позволяя ходить в гости к друзьям, если ребенок хорошо себя ведет), ребенок оказывается в ситуации, когда он не понимает, как ему себя вести. При систематическом повторении подобных ситуаций ребенок либо становится тревожным (не понимает, какую реакцию семьи на свой поступок встретит на этот раз), либо начинает манипулировать взрослыми, учитывая их слабости и отношения между собой.

4.                               Большое число перемен. Если за короткий промежуток времени в жизни ребенка произошло много перемен, к которым ему необходимо адаптироваться, то у него также с большой вероятностью может возникать тревожность. Так, например, если семья переехала в другой город, появился еще один малыш, а ребенок пошел в первый класс, то логично предположить, что повышенная тревожность может сформироваться даже у эмоционально устойчивого и спокойного ребенка.

5.                               Тревожность может сопровождать серьезные эмоциональные расстройства, физические, психические заболевания. Если у вас есть основания подозревать возможность этой причины, обязательно постарайтесь проконсультироваться у специалистов: терапевта, невролога, психиатра и т.д.

Мы видим, что тревожность – это устойчивая особенность личности, которая оказывает влияние на всю жизнь ребенка, мешая ему радоваться каждому дню, в основе которой могут лежать разнообразные причины. В зависимости от факторов, влияющих на возникновение тревожности у ребенка, способы работы будут разными.

О том, как помочь тревожному ребенку, речь пойдет в следующей статье.

Автор: Заложнова Т.А., педагог-псилогог НОУ-школы «Экология и диалектика»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных