IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Педагогическая мастерская – эффективная форма развития учительского потенциала.

Педагогическая мастерская — форма обучения взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

 

Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л. Н. Толстого, практическая деятельность С. А. Рачинского, исследования Л. С. Выготского, теоретическое наследие А. С. Макаренко, а также основы философского учения Ж. Ж. Руссо и современных французских ученых — последователей Гастона Башляра — стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских.

Эта форма обучения может быть использована как с учащимися, так и с педагогами. Педагогические мастерские для педагогов подчинены законам андрагогики — науки об обучении взрослых. Следовательно, главное внимание в них уделяется изначально сообщаемым целям и задачам.

Основа деятельности в мастерской — творчество каждого. В процессе работы всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.

Другая особенность мастерской — реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской. В ходе работы чередуются индивидуальная и групповая деятельность, работа в парах.

Результат работы в мастерской — не только реальное знание или умение, сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. Важная характеристика работы педагогической мастерской — сотрудничество и сотворчество.

И. А. Мухина выделяет следующие принципы и правила ведения мастерской:

  1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской.
  2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.
  3. Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха».
  4. Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется:
  • во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
  • во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»;
  • в-третьих, — в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
  1. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него, что стимулирует творческий процесс. Как и право выбора — обеспечивает ощущение внутренней свободы.
  2. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным авторитетом — необходимое условие личного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
  3. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы. Содействует появлению чувства свободы.
  4. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит скорее в некоторой фиксации достигнутого участниками. Руководитель мастерской не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных».

Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от:

  • состава участников;
  • целей и способов деятельности;
  • временной продолжительности процесса.

Мастерские могут объединять педагогов одного предмета или направления: гуманитарного, технического. Другой вариант — мастерская для педагогов, работающих с детьми одного возраста, в одной параллели и т. д. Все зависит от задач мастерской.

В зависимости от целей и способов деятельности можно выделить следующие виды педагогических мастерских:

  • мастерские творческих разработок мероприятий, программ и т. п. ;
  • мастерские по изучению и освоению новых технологий обучения и воспитания.

По продолжительности педагогические мастерские могут быть «одноактными» (однодневными) и «многоактными» (многодневными). Это зависит от характера деятельности в ходе мастерской и целей и задач, которые ставит перед собой администрация школы.

Построение мастерской технологично, она создается по определенному алгоритму. Структура педагогической мастерской может быть представлена тремя основными этапами:

  1. Первый этап.

Индуктор — прием, обеспечивающий «наведение на проблему».

Цель индуктора — затронуть внутренние пружины сознания, пробудить желание включиться в  работу.

На данном этапе необходимо обосновать:

  • почему педагогам необходимо заняться этой проблемой ,
  • что это может изменить в их работе;
  • как это скажется на результатах их педагогического труда и, возможно, на их благосостоянии.
  1. Второй этап.

Изучение новой информации.

Этап творческой работы. Выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т. д. На данном этапе используются самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией. Происходит взаимодействие, сотрудничество и сотворчество. Идут дискуссии и диалоги педагогов, идет подготовка итогового продукта: практической разработки.

  1. Третий этап

Рефлексия — самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской.

В психологии различают два типа рефлективных процессов:

  • авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков;
  • рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей).

В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (не синхронно, индивидуально).

В ходе мастерской постоянно чередуются бессознательная деятельность и ее последующее осознание.

Во время заключительной рефлексии происходит не столько осмысление процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллектуального и эмоционального движения. Это необходимый элемент мастерской в валеологическом отношении, так как невысказанность, отсутствие осмысления перегружают человека эмоционально. Это особенно важно в аудитории взрослых, которые более болезненно, чем дети, переносят расставание со сложившимися стереотипами.

Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских, как и другие признаки этой инновационной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению.

Предлагаем разработку педагогической мастерской для учителей школы по теме «Индивидуальная образовательная траектория».

Педагогическая мастерская «Индивидуальная образовательная траектория»

Недостаточно знания, необходимо также применение; недостаточно хотеть, надо и делать.

И. Гёте

Цель: Освоение методики построения индивидуальной образовательной траектории (ИОТ).

Задачи:

1)   знакомство с требованиями Стандартов второго поколения к результатам образования;

2)   пошаговое освоение построения ИОТ;

3)   презентация работы, рефлексия и оценка работ.

Первый этап

Теоретическое выступление, обоснование практической значимости проблемы

С 2011-2012 учебного года стандарты второго поколения начали осваивать учителя начальной школы. Совсем скоро эстафету примут остальные педагоги.

Система требований Стандартов второго поколения отражена в таблице «Система требований» (см.).

Одно из главный отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения:

  • Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание;
  • Стандарты второго поколения ориентированы на результат.

Именно за результат и его достижение отвечает учитель. От учителя требуется использование педагогических технологий, основанных на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

Тому, как обеспечить дифференциацию требований на уроке, мы сегодня и постараемся научиться. Это должно позволить вам достигать запланированных результатов, которые предусмотрены учебной программой, Стандартами второго поколения.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы и др.;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

В структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано ответить, зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников.

В эту группу включается система знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей.

Как же достичь планируемых результатов и обеспечить дифференцированный подход?

Шаг 1

При изучении темы учебного курса мы должны выбирать планируемый результат, выделить  знания, умения  и  применение.  Это делается на основе программы учебного курса.

Начинаем с малого:

  1. Разбираемся, какие планируемые результаты мы должны обеспечить в результате обучения. Изучаем программу по предмету
  2. Определяем, на каком образовательном уровне находятся учащиеся.

Пример:

1 класс. Предмет «Окружающий мир». Раздел «Человек и природа». Тема: «Растения сада и огорода».

Цель: знакомство с понятиями «овощи» и «фрукты» и их значением для человека.

Формирование:

  • знаний: знать названия овощей и фруктов;
  • умений: классифицировать растения по группам (овощи и фрукты).

Практическое применение: использовать растения, применять их для укрепления здоровья человека.

Шаг 2

Формулируем задания на трех уровнях:

  • первая часть задания — на проверку знаний;
  • вторая часть задания — на проверку умений;
  • третья часть задания — на применение знаний и умений.

Это может быть как одно задание и три вопроса к нему, так и три разных задания.

Шаг 3

Проводим работу и выясняем, кто из учащихся справился с каким заданием. Это лучше  делать с помощью таблицы (см. таблицу).

Определим характеристику каждой группы (см. таблицу).

Шаг 5

Формулируем рекомендации по организации индивидуальной образовательной траектории:

  • Группа А — задания на тренировку знаний (с учетом допущенной ошибки);
  • Группа Б — задания на тренировку умений;
  • Группа В — задание на применение (предлагать эффективные алгоритмы);
  • Группа Г — задания повышенной сложности, творческого уровня.

Этап 2

Этап творческой работы

Учителям предлагается разделиться на микрогруппы по изучаемому предмету.

Выбрать раздел, тему, сформулировать цель обучения данной теме. Определить, какие знания, умения и практические навыки формируются в процессе изучения выбранной темы.

Затем подобрать задания на всех трех уровнях. Этих заданий должно быть несколько, чтобы можно было достичь запланированных результатов.

Этап 3

Рефлексия

Каждой группе предлагает оценить три работы других групп. Организовать оценку можно с помощью анкеты, которую удобно создать на портале Анкетер  http://www.anketer.ru/  либо с помощью сервисов Google. Это даст возможность быстро получить и обработать результаты. Пример анкеты дан в приложении.

В приложении приведены примеры работ участников педагогической мастерской.

Елена Викторовна Советова

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных