Педагогическая мастерская — форма обучения взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л. Н. Толстого, практическая деятельность С. А. Рачинского, исследования Л. С. Выготского, теоретическое наследие А. С. Макаренко, а также основы философского учения Ж. Ж. Руссо и современных французских ученых — последователей Гастона Башляра — стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских.
Эта форма обучения может быть использована как с учащимися, так и с педагогами. Педагогические мастерские для педагогов подчинены законам андрагогики — науки об обучении взрослых. Следовательно, главное внимание в них уделяется изначально сообщаемым целям и задачам.
Основа деятельности в мастерской — творчество каждого. В процессе работы всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.
Другая особенность мастерской — реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской. В ходе работы чередуются индивидуальная и групповая деятельность, работа в парах.
Результат работы в мастерской — не только реальное знание или умение, сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. Важная характеристика работы педагогической мастерской — сотрудничество и сотворчество.
И. А. Мухина выделяет следующие принципы и правила ведения мастерской:
- Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской.
- Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.
- Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха».
- Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется:
- во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
- во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»;
- в-третьих, — в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
- Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него, что стимулирует творческий процесс. Как и право выбора — обеспечивает ощущение внутренней свободы.
- Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным авторитетом — необходимое условие личного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
- Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы. Содействует появлению чувства свободы.
- Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит скорее в некоторой фиксации достигнутого участниками. Руководитель мастерской не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных».
Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от:
- состава участников;
- целей и способов деятельности;
- временной продолжительности процесса.
Мастерские могут объединять педагогов одного предмета или направления: гуманитарного, технического. Другой вариант — мастерская для педагогов, работающих с детьми одного возраста, в одной параллели и т. д. Все зависит от задач мастерской.
В зависимости от целей и способов деятельности можно выделить следующие виды педагогических мастерских:
- мастерские творческих разработок мероприятий, программ и т. п. ;
- мастерские по изучению и освоению новых технологий обучения и воспитания.
По продолжительности педагогические мастерские могут быть «одноактными» (однодневными) и «многоактными» (многодневными). Это зависит от характера деятельности в ходе мастерской и целей и задач, которые ставит перед собой администрация школы.
Построение мастерской технологично, она создается по определенному алгоритму. Структура педагогической мастерской может быть представлена тремя основными этапами:
- Первый этап.
Индуктор — прием, обеспечивающий «наведение на проблему».
Цель индуктора — затронуть внутренние пружины сознания, пробудить желание включиться в работу.
На данном этапе необходимо обосновать:
- почему педагогам необходимо заняться этой проблемой ,
- что это может изменить в их работе;
- как это скажется на результатах их педагогического труда и, возможно, на их благосостоянии.
- Второй этап.
Изучение новой информации.
Этап творческой работы. Выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т. д. На данном этапе используются самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией. Происходит взаимодействие, сотрудничество и сотворчество. Идут дискуссии и диалоги педагогов, идет подготовка итогового продукта: практической разработки.
- Третий этап
Рефлексия — самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской.
В психологии различают два типа рефлективных процессов:
- авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков;
- рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей).
В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (не синхронно, индивидуально).
В ходе мастерской постоянно чередуются бессознательная деятельность и ее последующее осознание.
Во время заключительной рефлексии происходит не столько осмысление процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллектуального и эмоционального движения. Это необходимый элемент мастерской в валеологическом отношении, так как невысказанность, отсутствие осмысления перегружают человека эмоционально. Это особенно важно в аудитории взрослых, которые более болезненно, чем дети, переносят расставание со сложившимися стереотипами.
Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских, как и другие признаки этой инновационной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению.
Предлагаем разработку педагогической мастерской для учителей школы по теме «Индивидуальная образовательная траектория».
Педагогическая мастерская «Индивидуальная образовательная траектория»
Недостаточно знания, необходимо также применение; недостаточно хотеть, надо и делать.
И. Гёте
Цель: Освоение методики построения индивидуальной образовательной траектории (ИОТ).
Задачи:
1) знакомство с требованиями Стандартов второго поколения к результатам образования;
2) пошаговое освоение построения ИОТ;
3) презентация работы, рефлексия и оценка работ.
Первый этап
Теоретическое выступление, обоснование практической значимости проблемы
С 2011-2012 учебного года стандарты второго поколения начали осваивать учителя начальной школы. Совсем скоро эстафету примут остальные педагоги.
Система требований Стандартов второго поколения отражена в таблице «Система требований» (см.).
Одно из главный отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения:
- Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание;
- Стандарты второго поколения ориентированы на результат.
Именно за результат и его достижение отвечает учитель. От учителя требуется использование педагогических технологий, основанных на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
Тому, как обеспечить дифференциацию требований на уроке, мы сегодня и постараемся научиться. Это должно позволить вам достигать запланированных результатов, которые предусмотрены учебной программой, Стандартами второго поколения.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы и др.;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
В структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.
Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано ответить, зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников.
В эту группу включается система знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.
Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей.
Как же достичь планируемых результатов и обеспечить дифференцированный подход?
Шаг 1
При изучении темы учебного курса мы должны выбирать планируемый результат, выделить знания, умения и применение. Это делается на основе программы учебного курса.
Начинаем с малого:
- Разбираемся, какие планируемые результаты мы должны обеспечить в результате обучения. Изучаем программу по предмету
- Определяем, на каком образовательном уровне находятся учащиеся.
Пример:
1 класс. Предмет «Окружающий мир». Раздел «Человек и природа». Тема: «Растения сада и огорода».
Цель: знакомство с понятиями «овощи» и «фрукты» и их значением для человека.
Формирование:
- знаний: знать названия овощей и фруктов;
- умений: классифицировать растения по группам (овощи и фрукты).
Практическое применение: использовать растения, применять их для укрепления здоровья человека.
Шаг 2
Формулируем задания на трех уровнях:
- первая часть задания — на проверку знаний;
- вторая часть задания — на проверку умений;
- третья часть задания — на применение знаний и умений.
Это может быть как одно задание и три вопроса к нему, так и три разных задания.
Шаг 3
Проводим работу и выясняем, кто из учащихся справился с каким заданием. Это лучше делать с помощью таблицы (см. таблицу).
Определим характеристику каждой группы (см. таблицу).
Шаг 5
Формулируем рекомендации по организации индивидуальной образовательной траектории:
- Группа А — задания на тренировку знаний (с учетом допущенной ошибки);
- Группа Б — задания на тренировку умений;
- Группа В — задание на применение (предлагать эффективные алгоритмы);
- Группа Г — задания повышенной сложности, творческого уровня.
Этап 2
Этап творческой работы
Учителям предлагается разделиться на микрогруппы по изучаемому предмету.
Выбрать раздел, тему, сформулировать цель обучения данной теме. Определить, какие знания, умения и практические навыки формируются в процессе изучения выбранной темы.
Затем подобрать задания на всех трех уровнях. Этих заданий должно быть несколько, чтобы можно было достичь запланированных результатов.
Этап 3
Рефлексия
Каждой группе предлагает оценить три работы других групп. Организовать оценку можно с помощью анкеты, которую удобно создать на портале Анкетер http://www.anketer.ru/ либо с помощью сервисов Google. Это даст возможность быстро получить и обработать результаты. Пример анкеты дан в приложении.
В приложении приведены примеры работ участников педагогической мастерской.
Елена Викторовна Советова