В логическом выстраивании излагаемого материала помогает применение различных видов опор. Понятие «опорный сигнал» было введено в педагогику В.Ф. Шаталовым. Опорный сигнал- это графический символ, замещающий смысл какой-либо информации. Это своеобразные «узелки на память». Текст закодирован с помощью ключевых слов. Букв сигналов и чертежей.
В опорных сигналах присутствуют и элементы игры, и экономия времени и места. Но главная цель – изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, отпечатался в долговременной памяти.
Рекомендации по составлению творческого опорного конспекта
- Вдумайтесь в название темы конспекта, вспомните материал, изученный на уроках по этой теме.
- Изучите текст соответствующих параграфов учебника, прочитайте дополнительную литературу по этому вопросу, выделите основные понятия. Термины.
- Составьте план конспекта.
- Придумайте символику опорных сигналов.
- Приступая к графическому изображению опорных сигналов, не забывайте о логике изложения материала.
- Не злоупотребляйте фактическим материалом, иначе конспект будет громоздким и трудным для запоминания.
- Составляйте конспект сначала простым карандашом, и только убедившись, что достигли цели, приступайте к его раскрашиванию. Помните о смысловой нагрузке цвета.
- Подготовьте устный рассказ по составленному конспекту.
- Выполнение подобного задания способствует развитию творческих возможностей школьников. Оптимальным является выполнение семи опорных конспектов в год.
Желаю успехов!
Автор: Шахова Л.А., заместитель директора по НМР