IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Учимся правильно общаться с гиперактивным ребенком.

Учимся правильно общаться с гиперактивным ребенком

Как было уже сказано, синдром гиперактивности требует комплексного подхода, включающего в себя и медицинское, и педагогическое, и психологическое сопровождение. Но в первую очередь обратить внимание важно на психологическую коррекцию, а именно на обстановку, которая окружает ребенка дома и в школе. Ведь если не изменить эту обстановку, ни один самый современный препарат не окажет необходимого действия.

И немаловажным в этом является вопрос взаимоотношений между ребенком и родителями.

В первую очередь, важно понимать, что ребенок совершает те или иные поступки не назло родителям, а потому, что не может контролировать свое поведение. Он не маленький вредитель, поставивший перед собой цель испортить жизнь окружающим, а скорее жертва, не справляющаяся с нормами и правилами окружающего его, зачастую недружественного мира.

Важно помнить, что у детей с СДВГ очень низкий порог чувствительности к отрицательным стимулам. Поэтому они не восприимчивы к словам «нет», «нельзя», «не делай то-то». Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но очень хорошо реагируют на похвалу и одобрение.

Взаимоотношения с ребенком следует строить на основе согласия и взаимопонимания. Однако это не означает, что нужно позволять ребенку делать все, что он хочет. Пытайтесь объяснять ребенку, кратко и доступно, почему что-то вредно или опасно. Если же не получается – постарайтесь отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Говорить с таким ребенком нужно спокойно, без лишних эмоций, используя шутки, юмор, забавные сравнения.

Важно научиться уважать ребенка. Гиперактивные дети рано созревают в своем «Я» и хотят, чтобы к ним относились как к партнерам. Для ребенка важно видеть, что его заботы и дела важны для родителей, а его достоинства ими признаны. Старайтесь сдерживать бурные проявления, особенно в случаях, когда вы недовольны поведением ребенка, ведь ребенок воспринимает гнев родителей на свой счет, что оказывает влияние на его самовосприятие, самооценку, а также на дальнейшее поведение, что может приводить к возникновению замкнутого круга. Эмоционально поддерживайте его во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.

Родителям следует как можно больше времени проводить с ребенком, играть с ним, ездить вместе за город, гулять, придумывать общие развлечения. Если есть возможность, нужно постараться выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, т.е. его личную территорию. На столе и в ближайшем окружении не должно быть отвлекающих предметов. И здесь важно помнить, что гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

Следует определить также круг обязанностей и постоянно его контролировать. При этом наиболее важным является отмечать и хвалить усилия ребенка, даже если результаты все еще далеки от совершенства.

При предъявлении ребенку какого-то нового задания, следует показать ему, как его правильно выполнять, или подкрепить рассказ картинкой, ведь для таких детей очень важны зрительные стимулы. Также не следует перегружать внимание ребенка, т.е. предлагать несколько заданий на определенный промежуток времени. Поручения, задания должны быть четкими и краткими.

За любой вид деятельности, который требует от ребенка концентрации внимания, должно следовать какое-то поощрение: доброе слово, похвала, возможность принять участие в совместных играх или просмотре интересного фильма с родителями, дополнительное время для прогулки, экскурсия в зоопарк и т.д. Но старайтесь, чтобы поощрение не было материальным, и чтобы оно не было четко привязано к выполнению того или иного занятия («Если ты прочитаешь две страницы, я тебе куплю мороженое»), чтобы не формировать неправильную мотивацию.

Гиперактивным детям очень полезны длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег, спортивные секции, поскольку они помогают сбросить избыток энергии. Однако важно следить за тем, чтобы не допускать переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

И самое главное, не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогайте ему быть успешным, преодолевать школьные трудности. Помните, что «Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка).

В ситуациях, когда тяжело справляться со своими переживаниями, вспоминайте, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В головном мозге у ребенка появляются связи, которых не было или которые были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.

Старайтесь обнять ребенка в трудной ситуации, успокоить, поддержать, дать понять, что вы любите его и заботитесь о нем. И это обязательно со временем даст свои плоды.

 

Напоследок хочется поделиться системой своеобразной «скоро помощи» при работе с гиперактивными детьми, предложенной Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной. Вот ее главные постулаты:

  • Отвлечь ребенка от капризов.
  • Поддерживать дома четкий распорядок дня.
  • Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  • Задать неожиданный вопрос.
  • Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
  • Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  • Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  • Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  • Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу при необходимости (нейтральным тоном).
  • Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  • Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  • Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  • Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

 

Подготовила педагог-психолог Заложнова Т.А.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных