В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают на развитие личности.
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС в НОУ-школе «Экология и диалектика» стала интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать — это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций стала возможна во внеурочной деятельности. АКТУАЛЬНОСТЬ данного проекта воспитательной деятельности состоит в ориентировании педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы обеспечивается развитие общекультурных интересов школьников, нравственного воспитания.
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит ПРОБЛЕМА организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.
Принципы организации ВУД в школе:
· соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
· опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;
· опора на ценности воспитательной системы школы;
Внеурочная деятельность
№ |
Направление |
Название кружкового объединения |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1 |
Духовно-нравственное |
Проектно-практическая деятельность «Дорогою добра» «Орленок» |
+
+ |
+
+ |
+
+ |
+
+ |
2 |
Спортивно-оздоровительное |
«Юные гроссмейстеры» «Грация» «Плавание» |
+ + + |
+ + + |
+ + + |
+ + + |
3 |
Художественно-эстетическое |
«Акварелька» «Песочная студия» «Детская риторика» |
+ + + |
+
+ |
+
+ |
+
+ |
4 |
Научно-познавательное |
«Веселый английский» «Смайлик» «Я — человек» «Занимательный немецкий» «Психология»
|
+ + + +
+ |
+ +
+
+ |
+ +
+
+ |
+ +
+
+ |
5 |
Социальное |
«Сотвори себя» |
|
+ |
+ |
+ |
Внеурочная деятельность в НОУ-школе «Экология и диалектика»:
· Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности.
· Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения.
· Расширяет тематику изучаемого материала.
· Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием.
· Увеличивает спектр учебных предметов.
· Повышает роль самостоятельной работы.
· Реализует лучшие личностные качества.
Автор: Шахова Л.А., заместитель директора НОУ-школы «Экология и Диалектика» по НМР