Проблема готовности детей к школьному образованию в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.
Предлагаем Вашему вниманию серию бесед педагога-психолога школы Заложновой Татьяны Александровны.
Беседа 2
Готовность к школе – понятие комплексное и рассматривается специалистами как совокупность физического, физиологического, интеллектуального, эмоционального, психологического уровней развития и готовности ребенка.
Можно выделить четыре уровня готовности ребенка к обучению в школе:
1. Личностная готовность – ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.
2. Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
3. Социально-психологическая готовность – умение общаться со взрослыми и сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.
4. Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.
Итак, готовность к школе имеет физиологические, психологические и социальные аспекты. Сегодня мы поговорим о физиологическом аспекте.
Физиологическая готовность к школе – это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления.
Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие необходимый уровень надежности, то есть дееспособности ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму. И наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается к взрослому по внутреннему ощущению времени. Дело в том, что наши «внутренние часы» работают не от пружинки или батарейки, а от тех биохимических реакций, которые происходят непрерывно в клетках нашего тела. Так вот у детей скорость этих реакций намного выше, чем у взрослых. Поэтому они не могут долго заниматься одним и тем же делом, трудно им и сидеть на уроке, даже если он укорочен до 30–35 минут. Новое качество приобретается детьми в этом отношении именно в возрасте 6–7 лет, и это очень важно для того, чтобы можно было успешно организовывать совместную деятельность взрослых и детей.
Основными критериями физиологической готовности выступают морфологические и собственно физиологические особенности развития ребенка.
Морфологические:
1. Абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг).
2. Пропорции тела.
3. Смена зубов.
Собственно физиологические:
1. Моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность к броску).
2. Работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут).
3. Чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерениях.
Перед поступлением в первый класс ребенка обязательно осматривают врачи-специалисты: отоларинголог, хирург, окулист, невропатолог, стоматолог, психолог, педиатр. Сведения о состоянии здоровья ребенка заносятся в медицинскую карту, которую родители сдают в школу.
Автор: педагог-психолог НОУ-школы «Экология и диалектика» Заложнова Татьяна Александровна