Как помочь ребенку легче адаптироваться к школе, предупредить развитие «школьного» стресса? Первое сентября — это не гром среди ясного неба. Чтобы ребенок успешно адаптировался к школе, нужно заранее познакомить его с особенностями школьной жизни. Ребенок может стать капризным и даже агрессивным. Наберитесь терпения, не требуйте от него слишком многого. Он привыкнет к новым условиям и все наладится. Главное — положительный настрой. Учебные достижения — не самое главное. Важнее сохранить позитивное отношение к школе, желание учиться и, конечно, здоровье ребенка. Организация режима дня и условий для учебы, действенная помощь в преодолении трудностей — вот что нужно первокласснику.
Каждый ребенок — особенный. В первом классе это очень заметно. Все дети развиваются по-разному — и ваш ребенок тоже. Не нужно сравнивать его с другими, с их успехами — в результате этого он может посчитать себя неудачником. Помогите ему почувствовать, что с каждым днем он знает все больше — он молодец!
В первом классе ребенок учится способам освоения новых знаний. Помогайте ему в этом, пусть он ищет собственные способы действий. Не мешайте развитию самостоятельности первоклассника, учите его самоконтролю.
Первокласснику очень нужна поддержка, теплая, доверительная и спокойная атмосфера дома. Поддерживайте ребенка, но важно при этом быть объективным. Хвалите его за достижения, но не упускайте из вила ошибок (имеются в виду не ошибки в домашних заданиях, а ошибки в поведении, отношении к разным ситуациям). Без их анализа он не будет двигаться вперед. В случае неудач обязательно предлагайте способы изменения ситуации.
В школе ребенок учится не только школьным предметам. Он приобретает навыки общения, овладевает способами преодоления трудностей, у него формируется характер, он ищет свое место в школьном сообществе.
Школа и семья должны действовать сообща, только тогда образование ребенка будет полноценным. Старайтесь сотрудничать с учителем, ведь никто лучше вас не знает вашего ребенка. Все противоречия решайте в диалоге, а не в конфликте.
Мало у кого из детей не возникают проблемы на этапе адаптации к школе. Но все трудности преодолимы. Не нервничайте и не нервируйте ребенка. Разберитесь с причинами — они далеко не всегда очевидны.
Что нужно учитывать при адаптации к школе детей, имеющих некоторые особенности?
«Домашний» ребенок
Так называют малышей, которые не ходили в детский сад. Им очень непросто приспособиться к школьным правилам и требованиям.
Эти дети, не имеющие опыта общения в коллективе, испытывают трудности. Они не всегда могут выслушать и понять мнение одноклассника, с обидой реагируют, когда учитель спрашивает кого-то, кроме него.
Поиграйте с ребенком в школу. Усадите игрушки-учеников и пусть ребенок будет учителем. Он сам поймет, что отвечать нужно по очереди, а учитель не может уделить внимания каждому не потому, что не хочет, а потому, что не может разговаривать со всеми сразу. Объясните ему, как надо вести себя на уроке: если хочешь что-то сказать, подними руку; когда говоришь с учителем, нужно встать.
Обязательно обсуждайте с ребенком отношения с одноклассниками, помогайте ему разобраться в сложных или конфликтных ситуациях.
«Домашние» дети не всегда имеют навыки самообслуживания. Им трудно расстегивать и застегивать пуговицы на одежде, из-за этого они опаздывают на физкультуру, они не всегда умеют аккуратно есть, не приучены убирать за собой посуду и т.д. Им не очень легко ориентироваться в школе. Поэтому потренируйтесь дома, устройте соревнование «на время».
Бывают проблемы и со школьным питанием. Дома мама ориентировалась на предпочтения ребенка, а здесь нужно есть то, что предлагается. Есть нужно обязательно, а перекусить в привычное время, как дома, нельзя, и в результате будешь голодным, не будет сил. Договоритесь с ребенком, что если ему есть пока не хочется или предлагается нелюбимое блюдо, пусть он съест столько ложек, сколько ему лет. Это число почему-то обладает для многих детей магическим действием.
Медлительный ребенок
Медлительность — врожденное свойство нервной системы. У медлительных детей не только низкая скорость двигательных реакций. У них замедленно и протекание умственной деятельности: ребенок все делает медленно: думает, говорит, двигается. В школе это еще более заметно. Ребенок медленно включается в работу, не может работать в одном темпе с классом, не успевает пообедать, переодеться на физкультуру и т.д.
Родители должны понимать, что медленно — не значит плохо. Это не болезнь и не отклонение. Однако часто к медлительным детям приклеиваются ярлыки «копуша» и т.д. Это влияет на самоощущение ребенка, снижает его самооценку. Особенно часто это бывает, когда у педагога и родителей темп деятельности высокий. В итоге — переутомление, страх перед школой
Медлительный ребенок часто встает перед дилеммой — писать красиво, но медленно, либо быстро, но неаккуратно. Не успевая выполнить все задания, он начинает делать ошибки. Это часто интерпретируются взрослыми как «ленится» или «не старается».
Что делать?
Темп работы не зависит от желания ребенка, поэтому торопить его нет никакого смысла. Постоянные напоминания «Ты можешь побыстрее?» дают обратный эффект. Ребенок может начать суетиться, но работать быстрее не станет, результат останется прежним, а то и ухудшится. Попробуйте сами что-нибудь привычное делать в два раза быстрее, и вы все поймете. Наберитесь терпения. Доброжелательное отношение гораздо эффективнее, чем окрик и наказание.
У таких детей от сигнала «делай» до реального действия проходит в два-три раза больше времени, чем у остальных детей. Ребенку нужно сосредоточиться, а окрики взрослых не дают это сделать, в итоге подготовительный этап растягивается. Когда ребенок начинает выполнять задание, важно его не торопить, дать время настроиться.
Попробуйте найти дополнительный стимул делать быстрее то, что он делает. Например, «Давай, кто быстрее обует ботинки!» Или: «Помнишь, как кушает наша собака, когда она очень голодна и боится, что у нее отберут кость?» Только после этого не ругайте ребенка за неаккуратность выполнения — невозможно сразу убить двух зайцев. Баланс скорости и качества будет найден не сразу.
Утром рассчитывайте время ребенка так, чтобы дать ему возможность встать, умыться, позавтракать спокойно, в его собственном темпе. Если у ребенка есть собственный письменный стол и он приступает к домашним заданиям в одно и то же, постоянное время, его психике легче включаться в работу.
Медлительному ребенку трудно переключаться с одного вида работы на другой. Например, если вы решаете с ним задачу по математике, не начинайте следить за тем, как он пишет буквы. Не рекомендуется делать перерывы, пока ребенок готовит задание, поскольку заново настроиться на работу ребенку сложно. А вот между выполнением заданий по разным предметам перерыв делать обязательно. Позанимались одним предметом — отдохнули — начали заниматься другим.
Не все учителя знают, что темп письма и чтения у медлительных детей может быть гораздо ниже, чем в нормативах, но это не сказывается на качестве чтения. Если учитель не обращает внимания на медлительность вашего ребенка, постарайтесь тактично сказать об этой его особенности.
Медлительный ребенок совсем не обязательно будет отстающим. Недостаточную скорость он компенсирует основательностью и качеством. Главное, чтобы он не начал комплексовать из-за своих особенностей. И в этом ему должны помочь родители.
Гиперактивный ребенок
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью сегодня наблюдается у 15—20% младших школьников. Детям с таким диагнозом требуется особый подход и со стороны педагогов, и со стороны родителей.
Школьные занятия требуют большой сосредоточенности — это трудно дается всем детям, а гиперактивным еще труднее.
Гиперактивность — медицинский диагноз. Гиперактивный ребенок имеет проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Однако при правильном подходе эти проблемы сходят на нет к концу начальной школы.
Наказания, замечания, окрики не только не приведут к улучшению поведения ребенка, а только ухудшат его.
Что можно порекомендовать?
- Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании, чрезвычайно важно соблюдение режима дня.
- Когда вы просите о чем-то ребенка, повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз, так как ребенок может вас не слышать.
- Максимально снижайте влияние отвлекающих факторов (телевизор, музыка, телефон, лишние предметы на столе) во время выполнения ребенком заданий.
- Недопустимы длительное сидение за компьютером, просмотр телевизионных передач (при необходимости их нужно полностью исключить).
- Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему отдохнуть.
- Учите ребенка эффективно восстанавливать свои силы. Для этого есть простейшие упражнения которые ребенок может делать сам.
- Особенность этих детей состоит в том, что они могут продуктивно работать 5—15 мин. затем нужно 3—7 мин отдыха, чтобы мозг отдохнул. Если во время выполнения задания ребенок «отключился», не настаивайте на продолжении работы.
- Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний — за плохое поведение.
- Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок, поэтому они не воспринимают выговоры и наказания, зато очень чувствительны к поощрениям.
Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, поскольку это самый трудный для него этап.
- Для поддержания умственной активности ребенку необходимо двигаться, чтобы лучше воспринимать информацию. Не заставляйте его сидеть на месте, если видите, что в движении он отлично запоминает стихотворение или повторяет какое-то правило по русскому языку.
- Не давайте ребенку одновременно несколько заданий.
- Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны длительные прогулки, бег, плавание, танцы, гимнастика.
- Недопустимы дополнительные нагрузки — художественная и музыкальная школы, различные кружки.
- Разговаривайте с ребенком о его школьных трудностях, учите справляться со своим состоянием (например, можно сказать ребенку: «Если ты на уроке чувствуешь, что устал, расслабься, отдохни 1—2 мин, не пытайся работать дальше».
- Обязательно поддерживайте контакт с учителями ребенка, объясняйте им особенности его поведения. Ваши правила должны совпадать: ведь если вы учите ребенка, что при сильной усталости на уроке он может на некоторое время выйти из класса и походить по коридорам, эту позицию должен разделять и педагог.
Конституция (телосложение), характер и особенности адаптации к школе
К началу обучения в школе у ребенка уже сформирован определенный тип телосложения. Доказано, что с этим типом связаны особенности его поведения, отношение к окружающим людям, занятиям в школе. Зная это, можно скорректировать общие правила и принципы воспитания таким образом, чтобы ребенок избежал ненужных проблем и стрессов, а сам процесс обучения и воспитания был более плодотворным.
Ребенок «грудного» типа
Ребенок этого типа худощав, немного долговязый и даже неуклюжий, часто сутулится. Ему надо почаще напоминать, чтобы он держал ровно спину — но только без окриков, так как он очень чувствителен и легко впадает в упрямство, если считает, что его обидели. Обижается легко, и вывести его из этого состояния трудно.
Особенность нервной системы ребенка такого типа такова, что он медленно включается в работу, особенно на первом уроке и после большой перемены. Его внимание концентрируется только к середине урока, зато дальше он будет работать упорно и тщательно. Если что-то не удается, он способен переделывать до тех пор, пока не добьется успеха. Домашние задания либо делает тщательно, либо не делает вовсе.
Дети «грудного» типа предпочитают не слишком интенсивную, но длительную, ритмичную работу. Они не сразу схватывают ситуацию, двигательные навыки вырабатываются у них только после многократных повторений. Поэтому не надо ругать их за бестолковость и неуклюжесть, по- другому они не могут. Если не торопить их, они непременно освоят все, что нужно, причем сделают это лучше многих других.
По натуре ребенок этого типа одиночка, но в классе подчиняется коллективу, если это не задевает его самолюбия. Друзей у него немного, но если с кем-то дружит, то всерьез и искренне. Не терпит неуважительного отношения к себе ни со стороны сверстников, ни со стороны старших.
Такого ребенка никак не назовешь толстокожим, поэтому он не слишком устойчив к стрессу, под его воздействием легко впадает в депрессию. Нервное перенапряжение и переутомление могут возникнуть у него не только из-за чрезмерной нагрузки, но и из-за несправедливого, как ему кажется, отношения учителей и родителей. В таких случаях могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем, в частности с пищеварительной системой.
Ребенок «мышечного» типа
У детей «мышечного» типа широкие плечи, крепкие руки, они сильны и выносливы. Держатся с достоинством и нередко бывают агрессивны. Не выносят насмешек, считая их худшим оскорблением. Такой ребенок часто считает себя лидером — и не без оснований. Эго качество можно использовать в «мирных» целях: его нужно хвалить, но не чрезмерно.
Нервная система у таких детей отличается подвижностью. Это позволяет им легко переключаться с одной задачи на другую, после перемены они быстро успокаиваются и включаются в работу. Однако если им неинтересно то. чем занимаются на уроке, они будут мешать остальным.
Он самолюбив, старается привлекать к себе внимание любым способом. Поэтому самое лучшее — давать ему задание посложнее, не забывая это подчеркнуть — самолюбие его будет удовлетворено, и усердия будет больше.
Ребенок по своей природе быстр и порывист, все «двигательные задачи» схватывает на лету, включая навыки письма. Освоение. сложных движений дается ему легко, но это ведет к поверхностности и поэтому требует обязательного контроля и требовательности со стороны педагогов и родителей.
Друзей у него много, но ни к кому нет серьезной привязанности. Не очень чувствителен он и к проблемам других людей.
Очень легко поддается на лесть, гораздо хуже — на угрозы. В гневе неукротим.
По характеру импульсивен, предпочитает интенсивную, но «короткую» работу. К стрессу достаточно устойчив, но очень чувствителен к своему социальному статусу. В требованиях к» нему нужны настойчивость и в то же время определенная осторожность. Малейшее понижение его социального статуса вызывает агрессию, которая может распространяться на всех окружающих. Стремится всегда добиваться своего, и, если это не получается, обвиняет внешние обстоятельства или других людей.
Ребенок «брюшного» телосложения
Ребенок этого типа полноват, имеет плотное телосложение, но подвижен. Всегда в компании, дружит и с мальчиками, и с девочками. Прекрасный помощник, если работа не слишком монотонная и скучная. Похвала (за дело, конечно) для него — лучшая награда и стимул. Обижается редко и ненадолго, даже если подшучивают над его фигурой.
На уроке постоянно болтает с соседями, мешает работать классу, но если его спросить, о чем речь на уроке, толково объяснит. Немного ленив, но сообразителен, быстро приспосабливается к требованиям учителя. Его несобранность — это проявление темперамента, успеваемость у него при этом неплохая.
Предпочитает быстро сделать большой объем работы, чтобы потом спокойно и с удовольствием отдыхать. Поэтому пытается делать любое дело сразу, очень не любит этапа освоения, старается его «проскочить». За смелость его нужно обязательно похвалить, но настаивать на том, чтобы он тщательно отрабатывал все элементы. Тогда со временем он почувствует вкус к этому и будет выполнять задания очень точно и аккуратно.
Такой ребенок — душа общества, всегда в центре внимания, всегда окружен друзьями, врагов у него нет. Покладист, легко идет на компромиссы. Несмотря на природную лень, способен развить бурную деятельность, если она проходит на глазах у товарищей и они это ценят. Обычно необидчив, но в критической ситуации может совершить отчаянный поступок.
В большей мере, чем дети других типов, устойчив к стрессу, но это не проявление его «пофигизма». При психологических нагрузках может впадать в меланхолию и тогда особенно нуждается в дружеской поддержке и ласковом слове, к которым всегда очень чувствителен.
Учет описанных индивидуальных особенностей детей может помочь родителям и учителю принять правильное решение, сделать нужные акценты, щадить слабые стороны ребенка, ориентироваться на его наиболее чувствительные мотивы.
Автор: Заложнова Т.А., педагог-психолог