IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Создание здоровьесберегающего пространства на уроках в начальной школе

Основная цель начальной школы – развитие ребенка при сохранении душевного здоровья и эмоционального благополучия. По данным статистики в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Причин много:
• малоподвижный образ жизни;
• перегрузка учебного процесса;
• несбалансированное питание;
• отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
• неблагополучная экологическая ситуация и т.д.
От здоровья детей напрямую зависит их успеваемость. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно: у 85% всех неуспевающих плохое состояние здоровья, какое-то недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».
Всем известно: здоровый ребенок — лучший ученик!
На протяжении нескольких лет, работая в начальных классах, я заметила, что дети поступают в школу с большим отклонением в состоянии здоровья: нарушенные зрение и осанка, гастриты, общая усталость, переутомление. Поэтому, познакомившись теоретически со здоровьесберегающей технологией В.Ф. Базарного, я не раздумывая, решила попробовать внедрить новые подходы к организации образовательного процесса.
Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К распространенным хроническим заболеваниям относятся болезни дыхательных органов, уха, горла, носа, расстройства обмена веществ, нарушение осанки. Все это предполагает актуальность разработки здоровьесберегающих технологий и проведения мероприятий в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний, как на уроках, так и во внеурочное время. Основным принципом деятельности педагога, на мой взгляд, должен стать принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка, реализации его права на полноценное и свободное развитие, на качественное образование. Само понятие качества образования тесно связано с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение. Одним из ресурсов в этом отношении является раздельно-параллельное обучение учащихся (мальчиков и девочек) в условиях средней школы. В опыте успешно реализована организация процесса обучения и воспитания с учетом пола ребенка, обучение в процессе двигательной активности, с использованием музыко-терапии. Мною разрабатываются авторизованные программы факультативных занятий, новые средства обучения, построения классно-урочной и воспитательной системы, которые обеспечат детям успешность, сохранение здоровья.
Технология сохранения здоровья предполагает совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирования ценностного отношения к своему здоровью.
Технология обучения здоровью — это приемы, методы, способы, набор образовательных и воспитательных средств, организационно-методический инструментарий педагогического процесса, следствием которых является формирование здорового образа жизни и осознанно правильного отношения к природе.
Ведущая идея педагогического опыта — создание здоровьесберегающего педагогического режима общения, обучения и воспитания направленного на поддержание оптимальной работоспособности и предупреждение негативных сдвигов в состоянии здоровья детей.
Направления работы в начальной школе:
• обогащение воспитательного содержания технологиями, сохраняющими и укрепляющими здоровье;
• совершенствование форм организации и методов обучения, развития и воспитания в начальной школе;
• организация психолого-медико-педагогических мероприятий, направленных на профилактику школьной дезадаптации и заболеваний.
Основы организации успешного обучения младших школьников:
• учет особенностей организации деятельности детей седьмого года жизни;
• фиксирование внимания на положительных проявлениях ученика;
• учет индивидуальных особенностей ребенка;
• предоставление детям разных по сложности учебных заданий (в соответствии с их индивидуальными особенностями);
• учет структуры индивидуального интеллекта при планировании обучения;
• положительная установка на учащихся;
• проявление эмоциональной отзывчивости;
• привлечение учащихся к принятию решений;
• развитие самостоятельности и активности учеников;
• адекватная оценка возможностей учащихся, их успехов и неудач;
• четкий и краткий инструктаж, предоставление алгоритмов действий;
• использование иронии, шутки в воспитательных целях.
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:
воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии;
обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации;
непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых для успешного осуществления учебного процесса качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.
Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию.
Воспитательный аспект включает в себя:
• создание и ведение «Паспорта здоровья» начальной школы. Паспорт представляет собой списки учащихся классов, которые:
* в текущем учебном году не имели пропусков по причине болезни;
* занимаются в спортивных секциях;
* по результатам психологического тестирования имеют лучшую память и внимание;
• проведение классных часов и мероприятий по теме «Здоровье»;
• заполнение рубрики «Наше здоровье» в классном уголке, где в увлекательной форме отражаются сведения о здоровом образе жизни.
В начальной школе в первую очередь внимание уделяю воспитательному аспекту. Так как процессы формирования личности наиболее интенсивно идут в самом раннем возрасте. Среди непосредственно оздоровительных мероприятий выделяются те, которые способны обеспечить профилактику и коррекцию нарушения осанки, поскольку именно в этом возрасте это еще можно сделать. Обучение веду в воспитательном ключе с упором на пропаганду правил гигиены. Большую роль играет также воспитание активной жизненной позиции. Участие в классных, гимназических, городских мероприятиях; не остаться равнодушным К беде человека, участвовать во всех благотворительных акциях .
Обучающий аспект заключается в следующем:
• в процессе преподавания предметов «Мир вокруг нас», «Природоведение»;
• в обучении детей нормам здорового образа жизни;
• В работе над проектными работами.
Непосредственно оздоровительный аспект:
• занятия на уроках физкультуры;
• проведение оздоровительных пауз во время уроков;
• проведение недель здоровья;
• ведение спортивных секций, секции спортивных бальных танцев, секции по плаванию;
• утренняя зарядка;
• организация перемен (в коридорах установлены теннисные столы, столы с настольными играми (шашки, шахматы), вожатые организуют подвижные игры);
• использование здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного;
• использование технологии «Песне Знайка».
Используемая технология Владимира Филипповича Базарного предусматривает следующие методики:
1. Обучение учащихся в режиме смены динамических поз. Для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью — парты и конторки. Часть урока ученик стоит за конторкой, другую часть урока сидит за партой, тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка — основа энергетики человеческого организма. В 1-м классе дети менялись через 5 минут, во втором классе через 12-15 минут, в третьем классе через 20 ми¬нут. Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе — 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут. Не усади! — заповедь Базарного В.Ф. Телесная стойка — это стойка психическая, стойка волевая. Достигается это за счет специально сконструированных конторок, высота которых подбирается в соответствии с ростом школьника до оптимального уровня, чтобы ученик ни в коей мере не наклонялся при письме. А понятие стойкость? Образ счастливого, свободного человека — человека разогнувшегося, несгибаемого, волевого. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше. Движение — это воздух, а без воздуха мы задыхаемся. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Традиционный подход в Российской школе к обучению детей письму приводит к наклону головы, что в свою очередь обусловливает тоническую дисгармонию мышц спины, психомоторных ощущений и функций, ведет к быстрому и постоянному утомлению зрительных органов, непроизвольному S-образному искривлению позвоночника, утомлению мышц спины и наклону туловища, а в итоге — к сколиозу, лордозу, близорукости и внешне не выраженному психомоторному косоглазию. Этому также способствует горизонтальная столешница современных «парт». При наклоне туловища сдавливаются легкие и сердце, затрудняется их работа и нарушается обеспечение кислородом всех органов организма человека и в первую очередь мозга. Вследствие этого быстро наступает утомление, понижается общая и интеллектуальная работоспособность.
2. Проведение уроков в режиме движения наглядного материала, постоянного зрительного поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Никакой преграды глазу! Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот. Для этого используются подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями, которые раскладываются в любой точке класса.
3. Методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов, и ее особенности: все упражнения выполняются в позе свободного стояния, каждое базируется на зрительно-поисковых стимулах: дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем; продолжительность 1,5-2 минуты. Эта методика выполняется так: в 4-х верхних углах учебной комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения. Ими могут быть напряженно-эмоциональные сцены — иллюстрации из народных сказок, былин; сюжеты — пейзажи из природы, из жизни животных, сюжеты — иллюстрации на известные поэмы, сказания, сюжеты из космической тематики, дорожные знаки Госавтоинспекции; сюжеты из военно-патриотической тематики и т.д. Каждый сюжетный комплекс рекомендуется менять не реже одного раза в две недели. Обязательным моментов является то, что под каждой картинкой помещается одна из цифр 1-2-3-4 в соответствующей последовательности. В изложенной методике представлены важные эмоционально-мотивационные факторы, повышающие не только физическую, но и психическую активность детей на уроках. Особым моментом методики является то, что она в определенной степени вносит сенсорное разнообразие.
4. Детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке, является обязательным и важнейшим учебным предметом Базарного. Музыка созидает человека, сохраняет и поддерживает его жизнь. Музыка лечит не только его душу, но и тело. Гармоничная музыкальная среда в молодой семье способствует зачатию и рождению здоровых детей. Хорошо известно, что хоровое пение — это верный показатель духовного здоровья нации. Пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей — необходимым условием физического и психического здоровья человека.
5. Раздельно-параллельное обучение — важная особенность технологий доктора Базарного В.Ф. На ранних этапах развития (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков, у них лучше развит так называемый вербальный интеллект, и в более раннем возрасте формируется речь. У мальчиков в этом же возрастном периоде более развиты зрительно-пространственные и математические способности, они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений. Гендерный подход в образовании и воспитании сегодня — это учет много вариативного влияния фактора пола в синергизме биологического и социального. Значимым сегодня оказывается принципиально новый подход к образованию и воспитанию мальчиков и девочек — «гендерное измерение», в процессе которого формируются более адекватная жизненная позиция, имеющая в своей основе социополовую ориентацию, в том числе личностное самоопределение, выбор идеалов и жизненных целей, будущий профессиональный выбор, определение своего статуса в коллективе сверстников и др. Гендерное воспитание и образование вопреки представлению о том, что оно может ущемить правовые ценности равноправия личности и привести к дискриминации ее в зависимости от пола, напротив, в своей основе направлено на формирование идеи о том, что пол не является основой для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее.
Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных. В основу проводимого эксперимента положена гипотеза о том, что учет в процессе воспитания и обучения психофизиологических особенностей мальчиков и девочек может способствовать проявлению их индивидуального своеобразия, связанного с гендерной идентификацией, и поможет создать оптимальные условия для активного и успешного познавательного развития и повышения качества психического здоровья в целом. Цель эксперимента по раздельному обучению — создание новых условий процесса обучения, отвечающих гендерным психофизиологическим особенностям детей, психологически более комфортных, способствующих гармоничному личностному развитию учащихся.
Нельзя никогда забывать, что перед нами не просто дети, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.
Необходимо учитывать следующие рекомендации:
• Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
• Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж конечно не так, как мы взрослые.
• Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина — девочек), ей мало пригодится свой собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними — неверно и бесполезно.
• Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
• Старайтесь, давая задания мальчикам и в школе, и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности.
• Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.
• С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постоянно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску.
• Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
• Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять и сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайне мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше.
• Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
• Если вам надо отругать девочку, не спешите высказать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
• Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слышать и слушать.
• Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.
• Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с ассиметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.

Основные этапы реализации эксперимента по раздельно-параллельному обучению:

1-й этап. Создание классов раздельного обучения и организация их работы.
Обучение раздельно-параллельное, поэтому на основных уроках мальчики и девочки учатся в разных классах, но в остальном — (уроки эстетического цикла, вне¬классные и внешкольные мероприятия) живут как один класс. Вместе танцуют и поют, готовятся к мероприятиям, участвуют в соревнованиях, выезжают на экскурсии и на природу, общаются на переменах.
Дополнительное образование:
• мальчики: дзюдо, плавание, шахматы, стрельба, занятия по военной подготовке;
• девочки: домоводство, шитье, вязание, аэробика.
Для обоих классов: 3-й урок физкультуры, хореография, пение.
2-й этап. Создание творческой группы учителей, психологов, врачей, работающих в рамках эксперимента с целью выработки и соблюдения единой концепции в работе:
• организация просвещения педагогического коллектива и родителей;
• Эксперимент проходит под наблюдением психолога и врача, которые диагностируют детей, проводят тренинги для педагогов, встречаются с родителями, ведут индивидуальную работу с учащимися.
3-й этап. Выработка приемов и методов преподавания в классах раздельного обучения и их экспериментальная проверка.
4-й этап. Накопление экспериментальных данных. Учет показателей учебной деятельности, уровня умственного развития, уровня развития эмоционально-волевой сферы. Тесная связь с родителями по поддержке эксперимента. В классах мальчиков — создание «Совета отцов».
5-й этап. Анализ полученных в ходе эксперимента данных, определение направления дальнейшей работы с учетом полученных результатов.
Непосредственно оздоровительная работа базируется на использовании физических упражнений. На мой взгляд, среди других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны. Физическая культура — это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма — мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развития и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их. Способствует повышению общего тонуса. Представляю структуру физкультурных мероприятий, применяемых в гимназии в целях оздоровления.
Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось введение в режим дня физкультурных пауз для учащихся начальной школы, утренняя гимнастика до занятий и подвижные перемены.
Физкультурные паузы представляют комплекс упражнений, проводимых между 15-20 минутами каждого урока. Очень часто провожу их под музыку, что способствует также эмоциональной приподнятости учащихся. Музыкальные паузы с пением способствуют развитию голосового аппарата, а также укрепляют органы грудной клетки, терапевтически воздействуют на патологии ЛОР заболеваний.
Для проведения утренней гимнастики использую рекреации и классную комнату. Учащиеся занимаются в течение 10 минут. Основной материал гимнастики — общеразвивающие упражнения без предметов.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры — хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. В коридорах установлены теннисные столы, а также шахматы и шашки.
В гимназии в рамках уроков физкультуры организованы занятия плаванием, работает также кружок по плаванию. Занятия плаванием благотворно влияют на все системы организма. Мною разработана программа факультативных занятий физической культурой. Эти занятия я провожу под музыкальное сопровождение.
Систематически проводятся недели здоровья — декадники, посвященные какому-либо виду спорта, викторины, соревнования. Традиционным праздником стал «День здоровья», который проводится дважды в год — весной и осенью. Ученики в этот день соревнуются в разных видах спорта, участвуют в спортивных играх. Общение с природой также способствует оздоровлению и укреплению организма. В связи с этим ежегодно учащиеся выезжают на туристический слет.
Одним из важных факторов сохранения здоровья школьников является создания благоприятной психологической обстановки в учебно-воспитательном процессе. Традиционное обучение, которое в большей степени ориентировано на анализ и логику, преимущественно развивает левое полушарие мозга ребенка. Пере¬утомление левого полушария приводит к угнетению правого. Это и является причиной неуспеваемости и развития школьных неврозов. Использование музыки на уроках позволяет создать комфортную психологическую обстановку в ходе получения и контроля знаний содействует гармоничному развитию, за счет интеграции правого и левого полушарий мозга.
Общими принципами организации школьной здоровьесберегающей среды учения и жизнедеятельности детей в личностно-ориентированной школе являются:
1. Природосообразность: учет закономерностей природного развития детей, укрепления их физического и психического здоровья.
2. Культуросообразность: обучение, воспитание организация жизни детей в контексте культуры.
3. Индивидуально и творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка в разнообразных видах творческой деятельности.
4. Жизнетворчество: включение детей в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условиях.
5. Сотрудничество: объединение целей детей и взрослых, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса невозможно без опоры на принцип дифференцированного и индивидуального подхода к воспитанникам. Детей важно изучать, подходить к ним индивидуально, управлять логичным переходом от одной ситуации к другой, учить саморегуляции, и тогда психическое здоровье детей будет крепнуть, совершенствоваться. Провожу уроки «Познай себя».
В своей работе использую элементы музыкотерапии. Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова развивает и тренирует все мышцы голосового аппарата. При использовании этого метода, развивается вокально-певческий голос у детей. При этом включаются природные методы защиты голосового аппарата от перегрузок.
Работу с голосовым аппаратом В. Емельянов рассматривает и в экологическом аспекте. Воздух — среда обитания многих болезнетворных микроорганизмов, которые оседают на голосовых связках, впитывающих, как губка. Те, у кого голосовые связки работают только в голосовом режиме, всегда этот рассадник носят с собой, отравляя свой организм. Каждому человеку необходима вокальная нагрузка, чтобы связки стали чистыми. Для этого используется метод хорового пения композитора, дирижера и педагога Г.А. Струве.
Вокалотерапия — секрет долголетия, это подтверждают многие ученые. Она помогает дольше оставаться здоровым и молодым. Полчаса пения и вы почувствуете приток новых сил. Пение — повышает настроение. Это медицинские рекомендации руководителя научно-исследовательского центра музыкальной терапии при Российском центре воспитательной медицины и курортологии Минздрава России доктора медицинских наук Сергея Шушарджана.
«Вершиной синтеза слова и чувств, т.е. вершиной формирования цельной личности является детское коллективное пение», — так считает доктор медицинских наук, руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Базарный В.Ф.
«Песне Знайка» является психофизическим комфортным ранним обучением. Проект основывается на самых современных мировых исследованиях нейропедагогики, которая учитывает природные особенности развития детей и их возрастные возможности в учебном процессе. Развитие ребенка в первые 6 лет является определяющим для всей его последующей жизни.
Поэтому присутствие музыкальных элементов уместно буквально на каждом
уроке.
Игровые песни со словами и без слов. Движения под музыку без речевой команды, построенные на музыкальных сигналах, развивают у детей не только внимание, слух, чувство ритма, но и ориентировку в пространстве, что крайне необходимо при передвижении по улице, помещении.
На разных уроках использую пение одновременно со звучанием. Такая работа развивает скорочтение, поскольку исполнение уже идет в строго заданном темпе.
Подбираю для слушания на разных уроках произведения классической музыки. Постепенно увеличиваю продолжительность звучания музыки — от трех до пяти минут и больше.
Интересное направление осуществления возможной связи литературы и музыки было подсказано параграфами «Вопросы и задания», которыми завершается каждый раздел «Родной речи». Такой прием «вспомни слова и спой песню» можно назвать как активные музыкальные действия с поэтическим словом. В расчете на то, что школьники припомнят и исполнят знакомые им песни, в учебнике сформулированы такие задания.
Расширению музыкального кругозора школьников будут способствовать и периодические сообщения учителя о тех стихах, которые, конечно, соответствуя уровню понимания их, принадлежат изучаемому, в данный момент, автору являются текстами песен, но отсутствуют в книге. Этому приему можно дать условное название «У этого автора есть песня». К подобным песенным стихам относятся «Веселые путешественники» С. Михалкова (М. Старокадомский), «Кузнечик» Н. Носова. Музыка помогает обратить внимание и на то, что и при чтении в разных местах произведений нужна разная манера произнесения — плавное, веселое или торжественно-отчетливое чтение, способствует приобретению навыков выразительного чтения.
Использую речевые ритмические упражнения. Речитатив является один из элементов музыкальной речи и декламации, т.е. это музыкальный разговор, имеющий яркую интонацию, выразительность.
Музыка может быть помощницей в сложной работе по развитию речи учеников, не заменяя собой при этом традиционные, прекрасно зарекомендовавшие себя средства обучения — литературу и живопись. Источниками детских высказываний послужат в данном случае музыкальные образы тех предметов речи, которые входят в программу по русскому языку: это сказочные персонажи, вещи, явления действительности и т.д., способные вызывать эстетические переживания (скажем, гномы, часы, гроза, снег). Все музыкальные образы, отбираю с учетом особенностей детского восприятия, художественной значимости.
Итогом работы над темой должны стать общие, объединяющие творческие задания для детей; рисунок, сочинение, движение под музыку на данную тему, сценический этюд и т.д. Задания могут выполнять дома, во время классного часа или на уроках, по решению учителя.
В любой профессии творчество является основой движения вперед. Используя в своей работе произведения искусства, заметила, что именно музыка, рисование, танцы, художественный труд, театр как самая доступная форма художественного самовыражения помогают формировать необходимую для человека способность стать Творцом.
Творческая деятельность в детях проявляется и при прослушивании музыкальных примеров, и в своеобразии ответов, и в стремлении детей самостоятельно задавать вопросы, и в остроге слуховой наблюдательности и так далее.
Особенно привлекательным для меня является тот факт, что использование музыки повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность младших школьников.
Здоровьесберегающие технологии по системе доктора медицинских наук В.Ф. Базарного я использую в своей работе уже третий год. Диапазон опыта — это система внеклассной работы с единой системой урока. В кабинете имеются конторки, дети во время уроков стоят на ковриках для профилактики плоскостопия. В течение учебного процесса дети находятся в постоянном движении. В результате ребята стали активными участниками всех мероприятий. Ученики растут весь учебный год, у них не ухудшилась осанка, ребята посещают различные кружки, спортивные секции. Мальчики и девочки очень дружны.
Спасем мальчиков, сбережем мужчин — будет у нас народ. Оградим девочек от растлевающего влияния, дадим им идеалы добра, красоты, целомудрия — будет у нас крепкая семья. И родовое древо России, Родины нашей любимой, будет еще долго и счастливо шуметь над миром.

Автор: Заложнова Т.А., педагог-психолог

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных