Основной задачей образования в настоящее время является подготовка личности к процессу значительных изменений, происходящих в современном мире. Сам процесс изменения жизни стал ее неотъемлемой частью. Личностно ориентированному образованию, соответствующему гуманитарной парадигме, свойственны ориентиры на создание гармоничной, нравственно-совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности, способной адаптироваться к происходящим изменениям.
Проблема адаптации – одна из самых фундаментальных научных проблем, которая изучается не только на педагогическом, психологическом, но и на социально-экономическом, медико-биологическом и других уровнях.
Что же такое адаптация? Адаптация – это приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. В психологии понятие адаптации раскрывается как совокупность особенностей человека, которые обеспечивают ему специфический образ жизни в определенных условиях среды.
В процессе адаптации человек осваивает нормы, действующие в группе, усваивает приемы, средства деятельности, которыми владеют члены группы. Человек не может осуществить потребность проявить себя как личность, пока он не освоил нормы и ценности, действующие в группе, не овладел приемами и средствами деятельности.
Среди прочих видов адаптации выделяют отдельно социальную адаптацию, о которой речь и пойдет, ведь она играет значительную роль в учебном процессе, оказывая влияние на успешность ребенка в освоении знаний, в формировании высокой учебной мотивации, положительного отношения к себе и школе.
Социальная адаптация ребенка является непрерывным и активным процессом реагирования на изменения, происходящие в его жизни, и усвоения социального опыта в процессе деятельности и общения. Ее успех во многом определяется взаимоотношениями между детьми в классе. Если социально-психологические условия коллектива благоприятны, то атмосфера дружбы, заботы способствует быстрой адаптации ребенка. Через контакты со сверстниками у ребенка формируются умения воспринимать и адекватно оценивать себя и других, что является в свою очередь необходимым условием адаптации ребенка в классе и в обществе в целом.
На процесс адаптации оказывают влияние индивидуальные особенности ребенка. Также большую роль можно отвести и предшествующему опыту ребенка. Если ребенок имеет опыт общения с окружающими взрослыми и сверстниками, получил много разнообразных впечатлений, то он адаптируется к новым условиям быстрее и легче. Кроме того, на характер адаптации влияет уровень физического, психического развития, состояние здоровье, индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности.
Дети с сильным уравновешенным типом нервной системы гораздо быстрее адаптируются к новой среде, нежели дети со слабой нервной системой. И чем выше уровень развития познавательных процессов, способности к общению, тем также быстрее протекает адаптационный процесс.
С проблемами адаптации часто сталкиваются так называемые гиперактивные дети. Им никак не усидеть за партой, они расторможены, неумеренны в движениях, часто отвлекаются, громко говорят, даже когда их просят этого не делать. Среди таких детей много драчунов, детей легко возбуждающихся и даже агрессивных к одноклассникам, что, несомненно, отражается на взаимоотношениях в классе и адаптации к школе.
Есть дети с другой проблемой, связанной с нервной системой. Они тоже не могут высидеть целый урок, уже через четверть часа они теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они могут не шуметь, не выкрикивать с месте, не мешать учителю. Это дети, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых быстро истощается. Они также сталкиваются с проблемами адаптации к школе, в классе и нуждаются в индивидуальном подходе.
Большую роль в процессе успешной социальной адаптации играет личностно ориентированный подход к ребенку. Личность ребенка формируется в деятельности, которая способствует накоплению знаний об окружающем мире, развитию социальных эмоций. Участие в разнообразных видах деятельности ребенка оказывает влияние на развитие психических процессов, что способствует эффективной адаптации.
Итак, поступление в детский сад, в первый класс школы и переход из одной школы в другую – все это испытания для ребенка, которые зачастую нелегко ему даются. Ребенок сталкивается с необходимостью привыкать к новым условиям, к новым требованиям, а также – к новым детям и новым взрослым. Одни дети легко проживают эти естественные этапы в жизни, другие – сталкиваются с разными сложностями, что связано с индивидуальными физическими и психологическими особенностями и индивидуальным опытом каждого ребенка. Учеными отмечается рост нервно-психических, неврологических заболеваний среди детей и подростков, что влияет на адаптационные способности. Именно поэтому так много внимания в современной литературе уделяется индивидуальным и личностно ориентированным подходам в процессе обучения детей в школе.
Школа «Экология и диалектика» имеет ряд преимуществ, позволяющих наиболее эффективно решать проблему социальной адаптации. Во-первых, это меньшая наполняемость классов, что позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в обучении и воспитании детей. Также школа характеризуется особым режимом функционирования: это и совместные прогулки, и возможность общаться на переменах не только с одноклассниками, но и с детьми из других классов, разных возрастов, интересов, и организация общешкольных мероприятий, позволяющих чувствовать всех детей и педагогов единой большой семьей.
Гиперактивным детям, нашим маленьким непоседам, всегда в школе найдется дело по душе, занятия в различных кружках.
Постоянная поддержка учителей школы, медицинского работника, педагога-психолога позволяет ученикам школы чувствовать себя комфортно и в безопасности.
Все это дает возможность детям с особыми потребностями, с различными индивидуальными особенностями и типами нервной системы, легко и безболезненно проживать такой сложный для них адаптационный период.
Автор: Заложнова Т.А., педагог-психолог НОУ-школы «Экология и диалектика»