Проблема готовности детей к школьному образованию в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.
Предлагаем Вашему вниманию серию бесед педагога-психолога школы Заложновой Татьяны Александровны.
Беседа 1
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.
Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.
И родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям,
стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.
В школе от детей тоже ожидают, что они будут хорошо читать, знать состав числа, уметь решать логические задачи и писать. Тем самым еще до поступления в школу к детям предъявляются завышенные требования и, несмотря на запреты, их пропускают через входные испытания.
Таким образом, возникает важный вопрос преемственности в работе детского сада и школы, т.е. о последовательном переходе от одной ступени образования к другой, выражающемся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Целью этой преемственности выступает обеспечение личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходные период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Именно с выходом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС) и федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ФГТ) положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
В связи с этим можно предположить, что к моменту поступления в школу ребенок должен обладать определенными умениями, навыками, качествами для успешного обучения в школе. Таким образом, составлен портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГТ:
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни
2. Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе
3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Портрет выпускника детского сада – это портрет будущего первоклассника. И, исходя из описанных качеств и умений, следует, что нельзя рассматривать готовность к школе исключительно как набор определенных умений, таких как чтение, письмо, счет.
Автор: педагог-психолог НОУ-школы «Экология и диалектика» Заложнова Татьяна Александровна