Беседа 3. Психологическая готовность к школьному обучению
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Как правило, не все дети оказываются готовыми к этому. Некоторые первоклассники, даже если они отличаются высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой их обязывает школьное обучение, что приводит к нарушениям адаптации. И в связи с этим мы говорим о том, что готовность к школе – явление комплексное, включающее в себя не только биологическую, физиологическую, интеллектуальную, но также и, как возможно, наиболее важный компонент, – психологическую готовность.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.
Основными критериями психологической готовности к школе являются развитие кругозора ребенка и его готовность к усвоению новых знаний, собственно социально-психологическая готовность, уровень развития познавательных процессов и школьно-значимых психологических функций.
Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:
1. Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.
2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых (знать разные профессии, виды спорта, транспорта, быт людей).
3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
4. Называть и различать части суток, их последовательность. Понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
5. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях, уметь объяснять их закономерности.
6. Знать название месяцев, дней недели и их последовательность.
Социально-психологическая готовность к школе:
1. Учебная мотивация (ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
2. Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
3. Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнить задание).
Развитие школьно-значимых психологических функций:
1. Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами). Ребенок умеет правильно держать ручку, карандаш, кисточку; чертить прямую линию, писать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги, аккуратно клеить, рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки, лепить как отдельные образы, так и целые композиции, изготавливать аппликации.
2. Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперед – назад, слева – справа).
3. Координация системы глаз – рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг)).
4. Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).
5. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 минут).
6. Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).
Немаловажной является мотивация к обучению в школе – это желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника. Интерес детей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и школе, самолюбие, самоутверждение – все это возможные варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом.
Одна из наиболее значимых потребностей в этом возрасте – познавательная потребность, т.е. осознание привлекательности самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания. И уровень ее развития является одним из показателей психологической готовности к школе. Познавательные интересы складываются постепенно. Наибольшие трудности испытывают в начальной школе не те дети, у которых небольшой объем знаний и навыков, а те, у которых не сформировано желание думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.
Таким образом, мы видим, что важнее для успешного обучения в начальной школе оказывается не умение ребенка писать и читать, а его способность адаптироваться к новым для него условиям жизни, новым требованиям и новой социальной ситуации.
Автор: педагог-психолог НОУ-школы «Экология и диалектика» Заложнова Татьяна Александровна