Здоровье детей зависит о ряда эндо- и экзогенных факторов. Во многом оно определяется социально-экономическими и экологическими условиями. Существенную роль играют режим дня, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь. В условиях климата Сибири у детей отмечается вынужденная низкая двигательная активность, которая вызывает неблагоприятные изменения физического состояния и работоспособности. Значительно уменьшается среднесуточная величина двигательной активности детей в зимний период. Ограничение мышечной деятельности не только задерживает формирование детского организма, ухудшает здоровье, но и затрудняет овладение жизненно необходимыми двигательными навыками.
Оздоровление детей с помощью известных форм закаливания и применение адаптогенов не обеспечивают в полной мере оптимального уровня физического развития и здоровья. Физическое воспитание при правильной его организации может и должно оказать существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействовать овладению необходимыми движениями. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.
Укрепление здоровья средствами физического воспитания предполагает:
- повышение при рациональном физическом воспитании неспецифической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды, а следовательно, снижение заболеваемости, стимулирование процесса роста и гармонического развития, благоприятно отражающихся на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем организма, на повышении его биологической надежности;
- совершенствование реакций терморегуляции и закаливание организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
- современное формирование двигательного анализатора и развитие резервных возможностей организма, т.е. повышение физической работоспособности;
- нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также возможную коррекцию врожденных или приобретенных дефектов физического развития;
- повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.
Одной из важнейших проблем, имеющих общебиологическое и социальное значение, является гипокинезия, т.е. ограничение количества и объема движений.
Гипокинезия детей является следствием несоблюдения режима и негативного отношения к физической культуре, наличия хронических заболеваний, а также неблагоприятных климатических условий, в частности сурового климата. Длительная гипокинезия нередко оказывается для растущего организма «ударом», разрушающим процесс роста и развития, после которого адаптационные возможности полностью могут исчерпаться.
Автор: Хонина В.И., медработник НОУ-школы «Экология и диалектика»