Традиционно в НОУ-школе «Экология и диалектика» в последние дни февраля проводится научно-практическая конференция учащихся. Создание условий для развития у школьников креативности, самостоятельности мышления, навыков владения предметом исследования, расширения кругозора – вот основная цель педагогического коллектива в рамках программы «Одаренные дети».
В конференции обычно принимают участие практически все – от самых маленьких, учеников начальной школы, до имеющих неоднократный опыт представления своих работ, старшеклассников. Тематика докладов разнообразна и интересна, как и формы представляемых работ: Осибори — по русски, Театр на уроке, Изготовление лизуна в домашних условиях, Химия в косметологии, Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и другие. Члены жюри, в состав которых входят учителя и выпускники школы, а ныне студенты высших учебных заведений, предварительно рассматривали все представленные в письменной форме доклады, затем заслушивали на секционных заседаниях, которые проходили с большой активностью и интересом.
Именно жюри обеспечивает соблюдение принципа состязательности путем оценки качества представленных школьниками докладов.
В рамках подготовки к конференции Методическим советом школы были разработаны методические рекомендации по выбору тем и содержанию докладов. Исследовательская работа по подготовке докладов проводилась школьниками частично при участии родителей, частично — под руководством школьных учителей. Более опытные участники выполняли работу самостоятельно. По завершении конференции будет издана брошюра, содержащая тезисы всех докладов конференции.
Таким образом, каждый участник конференции получает умения и навыки, необходимые для участия в научной конференции: изложение результатов исследовательской деятельности в сжатой форме, подготовка тезисов по заданному образцу, выступление перед квалифицированной аудиторией и умение отвечать на вопросы. Кроме того, он получает такой важный атрибут каждой конференции как печатный труд (тезисы в изданном сборнике).
Самым важным этапом конференции всегда является обсуждение сделанных учащимися сообщений. При защите проекта оценивается значимость и актуальность выдвинутых проблем; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; глубина проникновения в проблему; обоснованность привлечения знаний из других областей; доказательность рассуждений, умение аргументировать свои заключения, выводы. Высококвалифицированный состав жюри обеспечивает проведение этого обсуждения на высоком научном уровне, а демократичность обстановки не исключает участия учителей и других учащихся в обсуждении. В процессе дискуссии выявляются не только сильные и слабые стороны проделанной учеником исследовательской проектной работы, его умение изложить материал, самостоятельность рассуждений, но и намечаются возможные перспективы дальнейших исследований, что особенно важно для дальнейшей работы.
Работа конференции продлится два дня, потом — подведение итогов, чествование лучших, новые планы, поиски, решения, удовольствие от творчества…
Автор: Шахова Л.А., заместитель директора НОУ-школы «Экология и диалектика» по НМР