IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Требования к современному уроку

Причины потери времени на уроке

Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучаю­щихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изу­чение содержания образовательной программы. Так ли это в действитель­ности?

Рассмотрим основные причины потери времени и выявим общие условия его экономии, исходя из определения урока как регламентированного (в пер­вую очередь — временными рамками), ресурсообеспеченного, управляемого, системного процесса совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого образовательного результата.

Самое общее условие экономии времени вытекает из определения уро­ка как управляемого процесса. Управление в данном случае — организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Следо­вательно, на уроке не должно быть места тому, что не «работает» на достижение цели.

Обозначим типичные действия учителей, приводящие к потере времени.

1. Дети входят в кабинет по звонку. Учителя объясняют данную ситуацию необходимостью проветрить кабинет, обеспечить безопасность школьников, подготовить кабинет к уроку. Однако достаточно впустить детей за 3 минуты до звонка (чтобы они успели сесть за парты, достать учебные принадлежности и т. д.), и время будет сэкономлено.

2.  Проверка отсутствующих. Данное действие педагоги мотивируют не­обходимостью отметить отсутствующих для порядка или с целью организации им помощи по усвоению пропущенного материала. Но время при этом тратит­ся напрасно. Практика доказала эффективность «рапортичек» — списка от­сутствующих, который ведет староста класса. Перенести из него информацию можно во время учебной деятельности обучающихся. О порядке отработки пропущенного материала учитель может договориться с классом один раз в начале года (система консультаций и консультантов, электронный дневник, информационно-коммуникационное пространство учителя и т. п.). Выяснять причины отсутствия обучающихся — забота классного руководителя.

3. Поиск дежурных и приведение кабинета в порядок. Данные действия должны осуществляться на перемене, и этот пункт необходимо включить в общешкольные требования к дежурству.

4. Выяснение причин опозданий обучающихся никакой практической пользы для достижения целей урока не имеет. Кроме того, оправдываться ­-

достаточно унизительно. Опоздавшим можно предложить внеочередную про­верку знаний, индивидуальное учебное задание и т. п. Воспитательные бесе­ды проводятся на классных часах и переменах.

5. Выяснение причин неготовности обучающихся к уроку (как материаль­но — отсутствие учебника, пособия, тетради, линейки и др., так и по содержа­нию) не помогает им обрести необходимые знания. Материальные потреб­ности может оперативно удовлетворить учитель без отрыва от основной об­разовательной деятельности, а пробелы в содержании ликвидируются средствами, указанными в п. 2.

6. Гадание над журналом: «Кто пойдет к доске?» Это откровенное изде­вательство над детьми и временем; показатель того, что учитель недостаточ­но качественно спланировал урок.

7. Вызывание для ответа детей, не подготовленных к уроку; не умеющих хорошо говорить. Призывать к выступлению такого школьника — неэффек­тивно. Ребенок выставляется перед классом не с лучшей стороны, что вли­яет как на его самооценку, оценку его одноклассниками, так и на его отно­шение к учителю и к предмету. Таким детям необходимо предоставить возможность ответить во внеурочное время или на уроке один на один с учителем (например, в период групповой работы класса) либо предупредив лично заранее о содержании выступления перед классом по конкретному вопросу. Говорить (произносить монолог) должны те, кого слушают. Только в таком случае содержание выступления будет работать на достижение целей урока.

8. Требования вставать для произнесения реплики в процессе беседы; отвечать стоя на вопросы, предполагающие односложный ответ; выходить к доске, чтобы показать на карте, схеме, картинке один объект. Встать, сказать слово (предложение) и сесть — весьма расточительно по времени. Стоя про­износятся небольшие монологи; выход к доске для показа объекта должен сопровождаться комментариями обучающегося.

9. Опрос по вопросам (или повторение вопросов) содержания, которое не будет использоваться на текущем уроке, не работает на достижение целей данного урока. В то же время сопутствующее повторение давно изученного материала повышает эффективность урока.

10. Любая деятельность учителя или обучающихся, которая не предва­ряется вопросом (заданием) и результат которой не проверяется. В данном случае нарушается элементарное требование дидактики к реализации при­емов образовательной деятельности: вопрос (задание) — деятельность обуча­ющихся — проверка результата выполнения.

11. Включение в содержание урока дополнительной информации, мате­риалов, отсутствующих в образовательной программе, свидетельствует о том, что учителем не осуществлен отбор учебного материала. Второстепенный материал поглощает время, необходимое для отработки знаний и способов деятельности, указанных в образовательной программе. Весь интересный дополнительный материал может быть использован в системе внеурочной деятельности.

12. Экономия времени на качественную отработку обязательного содер­жания программы (т. е. целевых установок урока) якобы в целях выполнения плана урока на 100% приводит к последующим пробелам в знаниях обучаю­щихся, что потребует дополнительного времени на ликвидацию этих пробелов. Рациональный выход — качественно отработать меньший по сравнению с запланированным объем программных знаний и способов деятельности. За­дачи, которые не удалось решить на данном уроке, должны быть решены на следующем. Не следует задавать их в качестве домашнего задания для само­стоятельной проработки.

13. Отсутствие четких, конкретных инструкций при организации деятель­ности обучающихся, которая не требует самостоятельного составления ее алгоритма. Чем четче сформулировано задание, тем меньше времени требу­ется на его выполнение и тем качественнее результат.

14. Запись в тетради информации, которая есть в учебнике. Если и за­писывать — то своими словами (так, как понял), с последующей проверкой и коррекцией. Однако более эффективны схемы, которые можно использо­вать в качестве зрительных опор при устных объяснениях обучающихся. Данный прием весьма результативен, поскольку приращение сознания осу­ществляется только в процессе внешней речи. Иными словами, человек понимает то, что он произнес вслух (в т. ч. с использованием зрительной опоры).

15. Вычерчивание сложных таблиц, схем отнимает время, предназначен­ное для достижения целей урока. Технологические карты уроков, содержащие графические заготовки; задания с продуманными формулировками; четкие и конкретные инструкции по их выполнению позволяют значительно экономить время. Объединение технологических карт уроков в одну подшивку форми­рует рабочую тетрадь обучающегося, которую он может использовать при подготовке к любой форме контроля.

Таким образом, нацеленность совместной деятельности учителя и обу­чающихся на достижение целевых установок урока обеспечивает резерв времени, необходимый для их реализации.

16. Временная ресурсообеспеченность создает предпосылки для реализации требований к подготовке и проведению урока, достижения его целевых уста­новок, повышения эффективности образовательного процесса.

 

Проектирование современного урока

Система требований к современному уроку определяется:

•        концепцией федеральных государственных образовательных стан­дартов, принципами современной дидактики, позицией системно-деятельностного подхода (тезис о том, что развитие личности обучающегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных — как основы образовательного процесса);

•        направленностью образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

•        проектированием и конструированием социальной среды развития обучающихся в системе образования;

•        активной учебно-познавательной деятельностью обучающихся;

построением образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся) и компетентностного подхода (тезис о достижении обучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности).

Система требований к уроку включает:

•        Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены кон­кретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности целеполагание осуществляется совместно с обучающимися, исходя из сфор­мулированной (желательно обучающимися) проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке, они должны знать и план (способы) дости­жения поставленных задач.

•        Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый дей­ственный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются также решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краевед­ческая составляющая содержания.

•        Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.

•        Отбор содержания. На уроке должны быть качественно отработаны знания, которые обеспечивают достижение результатов урока, определенных программой. Вся остальная информация может носить вспомогательный ха­рактер и не должна создавать перегрузок. Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (лич­ностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока. Следует помнить, что максимально эффективно усваивает­ся информация, которая:

•        находится в зоне актуальности (т. е. согласуется с текущими, осо­знаваемыми потребностями и интересами человека);

•        подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;

•        затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирова­ния личностного отношения к информации);

•        активно проводится через разные каналы восприятия (что опреде­ляет необходимость использования комплекса разнообразных при­емов организации образовательной деятельности обучающихся);

•        является базовой для принятия решения (т. е. требует разработки заданий по практическому использованию информации);

•        транслируется другому человеку в процессе вербального общения.

5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.

6. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного за­дания — деятельность обучающихся по его выполнению — подведение итога деятельности — контроль процесса и степени выполнения — рефлексия.

7. Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их воз­растных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя — посред­ством учебных заданий создать условия, инициирующие деятельность обуча­ющихся.

8. Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе уро­ка. Это значит, что выполнение каж­дого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с це­лью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающе­гося (а не только образовательного результата).

9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет.

10. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внешней речи. Обе­спечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока (в т. ч. с использованием зрительных опор).

11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятель­ности.

12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.

13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.

14. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее за­дание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательной программой; содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию с учетом индивидуальных особен­ностей, потребностей и предпочтений обучающихся.

15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбере-жения на уроке.

Выполнение данных требований определяет роль учителя как управлен­ца, а обучающихся — как активных субъектов деятельности, что становится решающей предпосылкой для реализации целевых установок современной системы образования.

 

СПРАВКА

Компоненты учебного задания:

• характеристика задания (планируемый результат выполнения);

•   мотивационная часть;

•   содержание: условия, вопрос;

•   инструкция по выполнению;

•   время выполнения;

•   образец или описание ответа;

•   критерии оценки;

•   методический комментарий.

 

Автор: Е.Ю. Ривкин, канд. пед. наук, доц. Московского института открытого образования, рук. предметно-методического структурного подразделения ГБОУ Методический Центр Северного окружного управления образования г. Москвы

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных