IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Советы родителям первоклассников и педагогам начальной школы

Как помочь ребенку легче адаптироваться к школе, предупредить развитие «школьного» стресса? Первое сентября — это не гром среди ясного неба. Чтобы ребенок успешно адаптировался к школе, нужно заранее познакомить его с особенностями школьной жизни. Ребенок может стать капризным и даже агрессивным. Наберитесь терпе­ния, не требуйте от него слишком многого. Он привыкнет к новым условиям и все наладится. Глав­ное — положительный настрой. Учебные достижения — не самое главное. Важнее сохранить пози­тивное отношение к школе, же­лание учиться и, конечно, здоро­вье ребенка. Организация режи­ма дня и условий для учебы, действенная помощь в преодоле­нии трудностей — вот что нуж­но первокласснику.

Каждый ребенок — особенный. В первом классе это очень замет­но. Все дети развиваются по-разному — и ваш ребенок тоже. Не нужно сравнивать его с другими, с их успехами — в результате этого он может посчитать себя не­удачником. Помогите ему почув­ствовать, что с каждым днем он знает все больше — он молодец!

В первом классе ребенок учит­ся способам освоения новых зна­ний. Помогайте ему в этом, пусть он ищет собственные способы действий. Не мешайте развитию самостоятельности первоклассни­ка, учите его самоконтролю.

Первокласснику очень нужна поддержка, теплая, доверительная и спокойная атмосфера дома. Поддерживайте ребенка, но важно при этом быть объективным. Хвалите его за достижения, но не упускайте из вила ошибок (име­ются в виду не ошибки в домаш­них заданиях, а ошибки в пове­дении, отношении к разным си­туациям). Без их анализа он не будет двигаться вперед. В случае неудач обязательно предлагайте способы изменения ситуации.

В школе ребенок учится не только школьным предметам. Он приобретает навыки общения, овладевает способами преодоле­ния трудностей, у него формиру­ется характер, он ищет свое мес­то в школьном сообществе.

Школа и семья должны дей­ствовать сообща, только тогда образование ребенка будет пол­ноценным. Старайтесь сотрудни­чать с учителем, ведь никто луч­ше вас не знает вашего ребенка. Все противоречия решайте в ди­алоге, а не в конфликте.

Мало у кого из детей не воз­никают проблемы на этапе адап­тации к школе. Но все трудности преодолимы. Не нервничайте и не нервируйте ребенка. Разберитесь с причинами — они далеко не всегда очевидны.

Что нужно учитывать при адаптации к школе детей, имею­щих некоторые особенности?

 

«Домашний» ребенок

Так называют малышей, кото­рые не ходили в детский сад. Им очень непросто приспособиться к школьным правилам и требо­ваниям.

Эти дети, не имеющие опыта общения в коллективе, испытыва­ют трудности. Они не всегда мо­гут выслушать и понять мнение одноклассника, с обидой реагиру­ют, когда учитель спрашивает кого-то, кроме него.

Поиграйте с ребенком в шко­лу. Усадите игрушки-учеников и пусть ребенок будет учителем. Он сам поймет, что отвечать нужно по очереди, а учитель не может уделить внимания каждому не потому, что не хочет, а потому, что не может разговаривать со все­ми сразу. Объясните ему, как надо вести себя на уроке: если хочешь что-то сказать, подними руку; когда говоришь с учителем, нуж­но встать.

Обязательно обсуждайте с ре­бенком отношения с однокласс­никами, помогайте ему разобрать­ся в сложных или конфликтных ситуациях.

«Домашние» дети не всегда имеют навыки самообслуживания. Им трудно расстегивать и засте­гивать пуговицы на одежде, из-за этого они опаздывают на физкультуру, они не всегда умеют аккуратно есть, не приучены уби­рать за собой посуду и т.д. Им не очень легко ориентироваться в школе. Поэтому потренируйтесь дома, устройте соревнование «на время».

Бывают проблемы и со школь­ным питанием. Дома мама ори­ентировалась на предпочтения ребенка, а здесь нужно есть то, что предлагается. Есть нужно обяза­тельно, а перекусить в привыч­ное время, как дома, нельзя, и в результате будешь голодным, не будет сил. Договоритесь с ребен­ком, что если ему есть пока не хочется или предлагается нелю­бимое блюдо, пусть он съест столько ложек, сколько ему лет. Это число почему-то обладает для многих детей магическим дей­ствием.

 

Медлительный ребенок

Медлительность — врожден­ное свойство нервной системы. У медлительных детей не толь­ко низкая скорость двигатель­ных реакций. У них замедлен­но и протекание умственной де­ятельности: ребенок все делает медленно: думает, говорит, двига­ется. В школе это еще более за­метно. Ребенок медленно вклю­чается в работу, не может рабо­тать в одном темпе с классом, не успевает пообедать, переодеться на физкультуру и т.д.

Родители должны понимать, что медленно — не значит пло­хо. Это не болезнь и не откло­нение. Однако часто к медлитель­ным детям приклеиваются ярлы­ки «копуша» и т.д. Это влияет на самоощущение ребенка, снижает его самооценку. Особенно часто это бывает, когда у педагога и родителей темп деятельности высокий. В итоге — переутомле­ние, страх перед школой

Медлительный ребенок часто встает перед дилеммой — писать красиво, но медленно, либо быс­тро, но неаккуратно. Не успевая выполнить все задания, он начи­нает делать ошибки. Это часто интерпретируются взрослыми как «ленится» или «не старается».

Что делать?

Темп работы не зависит от желания ребенка, поэтому торо­пить его нет никакого смысла. Постоянные напоминания «Ты можешь побыстрее?» дают обрат­ный эффект. Ребенок может на­чать суетиться, но работать быс­трее не станет, результат останется прежним, а то и ухудшится. По­пробуйте сами что-нибудь при­вычное делать в два раза быст­рее, и вы все поймете. Наберитесь терпения. Доброжелательное от­ношение гораздо эффективнее, чем окрик и наказание.

У таких детей от сигнала «де­лай» до реального действия про­ходит в два-три раза больше вре­мени, чем у остальных детей. Ре­бенку нужно сосредоточиться, а окрики взрослых не дают это сделать, в итоге подготовитель­ный этап растягивается. Когда ребенок начинает выполнять за­дание, важно его не торопить, дать время настроиться.

Попробуйте найти дополни­тельный стимул делать быстрее то, что он делает. Например, «Да­вай, кто быстрее обует ботинки!» Или: «Помнишь, как кушает наша собака, когда она очень голодна и боится, что у нее отберут кость?» Только после этого не ругайте ребенка за неаккурат­ность выполнения — невозмож­но сразу убить двух зайцев. Ба­ланс скорости и качества будет найден не сразу.

Утром рассчитывайте время ребенка так, чтобы дать ему воз­можность встать, умыться, позав­тракать спокойно, в его собствен­ном темпе. Если у ребенка есть собственный письменный стол и он приступает к домашним зада­ниям в одно и то же, постоянное время, его психике легче вклю­чаться в работу.

Медлительному ребенку труд­но переключаться с одного вида работы на другой. Например, если вы решаете с ним задачу по ма­тематике, не начинайте следить за тем, как он пишет буквы. Не ре­комендуется делать перерывы, пока ребенок готовит задание, поскольку заново настроиться на работу ребенку сложно. А вот между выполнением заданий по разным предметам перерыв де­лать обязательно. Позанимались одним предметом — отдохнули — начали заниматься другим.

Не все учителя знают, что темп письма и чтения у медлительных детей может быть гораздо ниже, чем в нормативах, но это не ска­зывается на качестве чтения. Если учитель не обращает вни­мания на медлительность ваше­го ребенка, постарайтесь тактично сказать об этой его особенности.

Медлительный ребенок совсем не обязательно будет отстающим. Недостаточную скорость он компенсирует основательностью и качеством. Главное, чтобы он не начал комплексовать из-за сво­их особенностей. И в этом ему должны помочь родители.

Гиперактивный ребенок

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью сегодня на­блюдается у 15—20% младших школьников. Детям с таким ди­агнозом требуется особый подход и со стороны педагогов, и со сто­роны родителей.

Школьные занятия требуют большой сосредоточенности — это трудно дается всем детям, а гиперактивным еще труднее.

Гиперактивность — медицин­ский диагноз. Гиперактивный ребенок имеет проблемы, спра­виться с которыми самостоятель­но не может. Однако при правиль­ном подходе эти проблемы схо­дят на нет к концу начальной школы.

Наказания, замечания, окрики не только не приведут к улучше­нию поведения ребенка, а толь­ко ухудшат его.

Что можно порекомендовать?

  1. Проявляйте достаточно твер­дости и последовательности в воспитании, чрезвычайно важно соблюдение режима дня.
  2. Когда вы просите о чем-то ребенка, повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз, так как ребенок может вас не слышать.
  3. Максимально снижайте влияние отвлекающих факторов (телевизор, музыка, телефон, лишние предметы на столе) во время выполнения ребенком заданий.
  4. Недопустимы длительное сидение за компьютером, про­смотр телевизионных передач (при необходимости их нужно полностью исключить).
  5. Помните, что переутомление способствует снижению само­контроля и нарастанию гиперак­тивности. Когда ребенок утом­лен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему от­дохнуть.
  6. Учите ребенка эффективно восстанавливать свои силы. Для этого есть простейшие упражне­ния которые ребенок может де­лать сам.
  7. Особенность этих детей со­стоит в том, что они могут про­дуктивно работать 5—15 мин. затем нужно 3—7 мин отдыха, чтобы мозг отдохнул. Если во время выполнения задания ребе­нок «отключился», не настаивайте на продолжении работы.
  8. Придумайте гибкую систе­му вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказа­ний — за плохое поведение.
  9. Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицатель­ным стимулам у гиперактивных детей очень низок, поэтому они не воспринимают выговоры и наказания, зато очень чувстви­тельны к поощрениям.

Помогайте ребенку присту­пить к выполнению задания, поскольку это самый трудный для него этап.

  1. Для поддержания умствен­ной активности ребенку необхо­димо двигаться, чтобы лучше воспринимать информацию. Не заставляйте его сидеть на месте, если видите, что в движении он отлично запоминает стихотворе­ние или повторяет какое-то пра­вило по русскому языку.
  2. Не давайте ребенку одно­временно несколько заданий.
  3. Давайте ребенку возмож­ность расходовать избыточную энергию. Полезны длительные прогулки, бег, плавание, танцы, гимнастика.
  4. Недопустимы дополнитель­ные нагрузки — художественная и музыкальная школы, различ­ные кружки.
  5. Разговаривайте с ребенком о его школьных трудностях, учите справляться со своим состояни­ем (например, можно сказать ре­бенку: «Если ты на уроке чув­ствуешь, что устал, расслабься, отдохни 1—2 мин, не пытайся работать дальше».
  6. Обязательно поддерживайте контакт с учителями ребенка, объясняйте им особенности его поведения. Ваши правила долж­ны совпадать: ведь если вы учите ребенка, что при сильной устало­сти на уроке он может на неко­торое время выйти из класса и походить по коридорам, эту по­зицию должен разделять и педа­гог.

 

Конституция (телосложение), характер и особенности адаптации к школе

К началу обучения в школе у ребенка уже сформирован опре­деленный тип телосложения. Доказано, что с этим типом свя­заны особенности его поведения, отношение к окружающим лю­дям, занятиям в школе. Зная это, можно скорректировать общие правила и принципы воспитания таким образом, чтобы ребенок избежал ненужных проблем и стрессов, а сам процесс обучения и воспитания был более плодо­творным.

 

Ребенок «грудного» типа

Ребенок этого типа худощав, немного долговязый и даже не­уклюжий, часто сутулится. Ему надо почаще напоминать, чтобы он держал ровно спину — но только без окриков, так как он очень чувствителен и легко впа­дает в упрямство, если считает, что его обидели. Обижается легко, и вывести его из этого состояния трудно.

Особенность нервной системы ребенка такого типа такова, что он медленно включается в работу, особенно на первом уроке и пос­ле большой перемены. Его вни­мание концентрируется только к середине урока, зато дальше он будет работать упорно и тщатель­но. Если что-то не удается, он способен переделывать до тех пор, пока не добьется успеха. Домаш­ние задания либо делает тща­тельно, либо не делает вовсе.

Дети «грудного» типа предпо­читают не слишком интенсивную, но длительную, ритмичную работу. Они не сразу схватывают ситу­ацию, двигательные навыки вы­рабатываются у них только после многократных повторений. По­этому не надо ругать их за бес­толковость и неуклюжесть, по- другому они не могут. Если не торопить их, они непременно освоят все, что нужно, причем сделают это лучше многих дру­гих.

По натуре ребенок этого типа одиночка, но в классе подчиня­ется коллективу, если это не за­девает его самолюбия. Друзей у него немного, но если с кем-то дружит, то всерьез и искренне. Не терпит неуважительного отно­шения к себе ни со стороны сверстников, ни со стороны стар­ших.

Такого ребенка никак не на­зовешь толстокожим, поэтому он не слишком устойчив к стрессу, под его воздействием легко впа­дает в депрессию. Нервное пере­напряжение и переутомление могут возникнуть у него не только из-за чрезмерной нагруз­ки, но и из-за несправедливого, как ему кажется, отношения учи­телей и родителей. В таких слу­чаях могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем, в част­ности с пищеварительной систе­мой.

 

Ребенок «мышечного» типа

У детей «мышечного» типа широкие плечи, крепкие руки, они сильны и выносливы. Держатся с достоинством и нередко бывают агрессивны. Не выносят насмешек, считая их худшим оскорблением. Такой ребенок часто считает себя лидером — и не без оснований. Эго качество можно использовать в «мирных» целях: его нужно хва­лить, но не чрезмерно.

Нервная система у таких детей отличается подвижностью. Это позволяет им легко переключать­ся с одной задачи на другую, после перемены они быстро успокаива­ются и включаются в работу. Однако если им неинтересно то. чем занимаются на уроке, они будут мешать остальным.

Он самолюбив, старается привле­кать к себе внимание любым спо­собом. Поэтому самое лучшее — давать ему задание посложнее, не забывая это подчеркнуть — само­любие его будет удовлетворено, и усердия будет больше.

Ребенок по своей природе быстр и порывист, все «двигатель­ные задачи» схватывает на лету, включая навыки письма. Осво­ение. сложных движений дается ему легко, но это ведет к поверх­ностности и поэтому требует обязательного контроля и требо­вательности со стороны педаго­гов и родителей.

Друзей у него много, но ни к кому нет серьезной привязанно­сти. Не очень чувствителен он и к проблемам других людей.

Очень легко поддается на лесть, гораздо хуже — на угрозы. В гневе неукротим.

По характеру импульсивен, пред­почитает интенсивную, но «корот­кую» работу. К стрессу достаточ­но устойчив, но очень чувствите­лен к своему социальному статусу. В требованиях к» нему нужны на­стойчивость и в то же время оп­ределенная осторожность. Малей­шее понижение его социального статуса вызывает агрессию, кото­рая может распространяться на всех окружающих. Стремится все­гда добиваться своего, и, если это не получается, обвиняет внешние обстоятельства или других людей.

 

Ребенок «брюшного» телосложения

Ребенок этого типа полноват, имеет плотное телосложение, но подвижен. Всегда в компании, дружит и с мальчиками, и с де­вочками. Прекрасный помощник, если работа не слишком монотон­ная и скучная. Похвала (за дело, конечно) для него — лучшая награда и стимул. Обижается ред­ко и ненадолго, даже если под­шучивают над его фигурой.

На уроке постоянно болтает с соседями, мешает работать классу, но если его спросить, о чем речь на уроке, толково объяснит. Немного ленив, но сообразителен, быстро приспосабливается к требованиям учителя. Его несобранность — это проявление темперамента, успева­емость у него при этом неплохая.

Предпочитает быстро сделать большой объем работы, чтобы по­том спокойно и с удовольствием отдыхать. Поэтому пытается делать любое дело сразу, очень не любит этапа освоения, старается его «про­скочить». За смелость его нужно обязательно похвалить, но наста­ивать на том, чтобы он тщатель­но отрабатывал все элементы. Тогда со временем он почувствует вкус к этому и будет выполнять зада­ния очень точно и аккуратно.

Такой ребенок — душа обще­ства, всегда в центре внимания, всегда окружен друзьями, врагов у него нет. Покладист, легко идет на компромиссы. Несмотря на природную лень, способен развить бурную деятельность, если она проходит на глазах у товарищей и они это ценят. Обычно необид­чив, но в критической ситуации может совершить отчаянный поступок.

В большей мере, чем дети дру­гих типов, устойчив к стрессу, но это не проявление его «пофигизма». При психологических на­грузках может впадать в мелан­холию и тогда особенно нужда­ется в дружеской поддержке и ласковом слове, к которым все­гда очень чувствителен.

Учет описанных индивидуаль­ных особенностей детей может помочь родителям и учителю принять правильное решение, сделать нужные акценты, щадить слабые стороны ребенка, ориен­тироваться на его наиболее чув­ствительные мотивы.

 

Автор: Заложнова Т.А., педагог-психолог 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных