IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ

Считается, что стресс появляется у нас, взрослых, занятых своими «взрослыми» проблемами. Однако, стрессы у детей случаются ничуть не реже, чем у взрослых. Стресс заставляет детей вести себя не так, как обычно. Ребенок не всегда понимает и может выразить то, что с ним происходит. Задача родителей – внимательно следить за психологическим комфортом своего ребенка, и в случае необходимости оказать ему поддержку. Существуют некоторые признаки, по которым можно определить, что ребенок подвергается стрессу:

— Настроение ребенка часто меняется или у него преобладает устойчивое отрицательное настроение;

— Сон становится плохим, он с трудом засыпает, беспокойно спит;

— Ребенок быстро устает после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко;

— Ребенок становится обидчивым, может легко расплакаться по любому поводу или, наоборот, становится агрессивным;

— Ребенок проявляет признаки дискомфортного психологического состояния: он рассеян, забывчив, беспокойно непоседлив, у него отсутствует уверенность в себе, в своих силах;

— У ребенка может проявиться не наблюдаемая ранее боязнь контактов, стремление к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины;

— О неблагополучии психоэмоционального состояния говорят такие признаки, как нарушение функций памяти, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность;

— Нежелание посещать школу;

— Признаками стрессового состояния у ребенка являются также не наблюдавшееся ранее дрожание рук, покачивание головой, подергивания плеч, частое моргание или подергивание глаз;

— Ухудшение сна или аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит;

— Частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту, мышечное напряжение в области шеи и головы;

В подростковом возрасте, кроме этих признаков, могут появиться:

— Употребление алкоголя или наркотиков;

— Подчеркнутое внимание к своей внешности;

— Воровство;

— Периоды подъема настроения легко сменяются депрессией;

— Раздражительность и вспыльчивость;

Все вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать о наличии у ребенка стрессового состояния лишь в том случае, если они не наблюдались ранее. Необходимо также отметить тот факт, что не все эти признаки могут быть выражены явно. Но беспокоиться родителям нужно начинать уже тогда, когда были замечены некоторые из них.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ, ЧЕЙ РЕБЕНОК ПЕРЕЖИВАЕТ СТРЕСС

Стрессу подвержены не только взрослые люди. Дети, которые только познают мир, учатся общению со сверстниками и преодолению проблем, испытывают не меньший стресс, чем их родители. Чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, требуется время и терпение. Вот некоторые приемы, которые могут оказаться полезными для преодоления психоэмоционального напряжения у детей.

* Постарайтесь понять, что именно и как ощущает в этот момент ваш ребенок. Только прочувствовав, пропустив через себя его состояние, вы сможете правильно смоделировать свое поведение по отношению к нему.

* Будьте рядом с ребенком, постарайтесь поймать момент, когда он захочет выговориться. Не усугубляйте состояние ребенка собственными переживаниями.

*  Постарайтесь определить источник стресса вашего ребенка. Обсудите с ним ситуацию, которая вызывает напряжение:

— что это за ситуация,

— какие чувства она вызывает у ребенка,

— почему она так важна для него,

— дайте знать ребенку, что вы готовы ему помочь,

— помогите понять, что он уже может сделать самостоятельно, каковы его возможности,

— вместе определите, какие варианты действий были бы наиболее эффективными в этой ситуации,

— обсудите, какие меры в будущем следует предпринять, чтобы избежать подобных ситуаций.

* Избегайте высказываний «надо было быть осторожнее!», «сам виноват!» так как это только усиливает ситуацию растерянности.

* Постарайтесь научить ребенка не терять оптимизма ни при каких обстоятельствах. «Прорвемся!», «Нет худа без добра!» — такие фразы должны прочно войти в лексику ребенка.

* Поговорите с ребенком о том, как любимый герой фильма или книги справился бы с этой ситуацией.

* Подготовьте его к тому, что стрессы в его жизни еще будут, важно, чтобы стрессовая ситуация не заставала его врасплох. Ребенок должен понимать и всегда помнить о том, что встречающиеся трудности и проблемы обязательно разрешатся, каждая проблема имеет несколько вариантов решения, а рядом всегда есть близкие люди, в любой момент готовые помочь и поддержать.

* Если вы знаете о какой-либо стрессовой ситуации, через которую ребенку предстоит пройти, например, экзамены, обсудите с ним разные варианты поведения.

* Позвольте ребенку принимать самостоятельные решения. Поскольку стресс часто заставляет ребенка  чувствовать себя беспомощно, можно помочь ему, продемонстрировав, что он контролирует определенные области жизни.

* Научите ребенка способам разрешения конфликтных ситуаций. Расскажите ему о тех ситуациях, когда вы испытывали стресс, приведите примеры того, что ребенок может сделать в похожей ситуации.

* Помогайте ребенку ставить цели, которых он может достичь.

* Очень хороший прием для предотвращения стресса —  это недолгий разговор перед сном, позвольте ребенку рассказать все, что с ним произошло за день, что его беспокоит, так может быть, вы успеете предотвратить наступающий стресс. Также это поможет ребенку научиться рассказывать о своих чувствах по отношению не только к себе самому, но и окружающему его миру.

* Заботьтесь о физическом здоровье своего ребенка. Помогите ему правильно распределить физические и интеллектуальные нагрузки, следите за соблюдением режима дня.  Ощущение здоровья, своих физических возможностей способствует устойчивому чувству внутреннего комфорта.

Подготовила педагог-психолог Шахова Е.В.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных