IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Положение о наставничестве в ЧОУ Школа «Экология и Диалектика»

 

 

  1. Общие положения
    • Школьное наставничество — разновидность индивидуальной воспитательной работы с впер­вые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образова­тельных организациях (далее — ОО), или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Наставник — опытный учитель, обладающий высокими профессиональ­ными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Молодой специалист — начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навы­ков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
    • Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опыт­ного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педаго­гической деятельности, оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у мо­лодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
  2. Цели и задачи наставничества
    • Целью школьного наставничества в ОО является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.

Основными задачами школьного наставничества являются:

  • привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учи­телей в 00;
  • ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности само­стоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой долж­ности;
  • адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в 00, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
  1. Организационные основы наставничества
    • Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
    • Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной (методической) работе и председатели методических объединений (далее — МО), в которых организуется наставничество.
    • Председатель МО подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладаю­щих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в рабо­те, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, си­стемное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической дея­тельности не менее пяти лет, в т. ч. не менее двух лет по данному предмету. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух под­шефных.
    • Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях МО, согласовываются с заместите­лем директора по методической работе и подтверждаются на заседании методического совета.
    • Основанием для утверждения наставника является выписка из заседания МО, согласованная с заместителем директора по методической работе. Назначение наставника производится при обо­юдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закре­плен. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года. Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на определенную должность.
    • Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников ОО:
  • впервые принятые учителя (специалисты), не имеющие трудового стажа педагогической дея­тельности в ОО;
  • выпускники очных, заочных или вечерних высших и средних специальных учебных заведений, прибывшие в ОО по распределению;
  • выпускники непедагогических профессиональных ОО, завершившие очное, заочное или вечер­нее обучение и не имеющие трудового стажа педагогической деятельности в ОО;
  • учителя, переведенные на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требу­ет расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими на­выками;
  • учителя, нуждающиеся в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
    • Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
  • увольнения наставника;
  • перевода на другую работу подшефного или наставника;
  • привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
  • психологической несовместимости наставника и подшефного.
    • Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач моло­дым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
  1. Обязанности наставника

Наставник обязан:

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления по­следнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
  • изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению заня­тий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
  • знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, слу­жебных и бытовых помещений;
  • вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
  • проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; да­вать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
  • контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
  • оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической про­фессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • личным примером помогать развивать положительные качества молодого специалиста, коррек­тировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, со­действовать расширению общекультурного и профессионального кругозора;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельно­стью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер вос­питательного и дисциплинарного воздействия;
  • вести дневник работы наставника и периодически докладывать председателю МО о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
  • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по ито­гам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
  1. Права наставника

Наставник имеет право:

  • с согласия заместителя директора по учебно-воспитательной (методической) работе подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников ОО;
  • требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.
  1. Обязанности молодого специалиста

Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседа­нии МО с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом ди­ректора ОО.

  • В период наставничества молодой специалист обязан:
  • изучать Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
  • выполнять план профессионального развития в установленные сроки;
  • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практически­ми навыками по занимаемой должности;
  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоот­ношения с ним;
  • совершенствована свой общеобразовательный и культурный уровень;
  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником и председателем МО.
  1. Права молодого специалиста

Молодой специалист имеет право:

  • вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
  • защищать профессиональную честь и достоинство;
  • знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
  • посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;
  • повышать квалификацию удобным для себя способом;
  • защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в т. ч. адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессио­нальной этики;
  • требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного) расследования, за исключени­ем случаев, предусмотренных законом.
  1. Руководство работой наставника
    • Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора ОО по учебно-воспитательной (методической) работе/методиста ОО.
    • Заместитель директора по учебно-воспитательной (методической) работе обязан/методист ОО:
  • представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закре­плении за ним наставника;
  • создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
  • посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
  • организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспита­тельной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
  • изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в ОО;
  • определить меры поощрения наставников.
    • Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут председатели МО.
    • Председатель МО обязан:
  • рассмотреть на заседании МО индивидуальный план работы наставника;
  • провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
  • обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с на­стоящим Положением;
  • осуществлять систематический контроль работы наставника;
  • заслушать и утвердить на заседании МО отчеты молодого специалиста и наставника и предста­вить их методисту ОО/заместителю директора по учебно-воспитательной (методической) работе.
  1. Документы, регламентирующие наставничество
    • К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
  • настоящее Положение;
  • приказ директора школы об организации наставничества;
  • планы работы педагогического, научно-методического совета, МО;
  • протоколы заседаний педагогического, научно-методического совета, МО, на которых рассма­тривались вопросы наставничества;
  • методические рекомендации и обзоры передового опыта наставничества;

переписка по вопросам деятельности наставников.

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

Подготовила:

Методист ЧОУ Школа

«Экология и Диалектика»                       Н.В. Попова

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных