IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Советы психолога

Каждый родитель сталкивался с ситуациями, когда требуется ребенка наказать. Но часто сама идея наказания родителей пугает. Как правило, это связано с тем, что под наказанием обычно мы подразумеваем физические способы воздействия.

Вопрос о том, стоит ли детей наказывать, или лучше говорить, обсуждать проблемные ситуации – вопрос очень важный и актуальный.

Прежде всего, нужно понять, что такое наказание.

Самое общее определение, видимо, может быть таким. Наказание — средство управления, состоящее в сознательном причинении неприятностей подвластному существу, с целью изменения нежелательного поведения или образа мыслей. Чаще всего наказание – это воздаяние за какой-то проступок. Подвластным существом может быть и не выполнившая команду любимая собака, и любимый ребенок, разбросавший игрушки, и любимые родители, которых ребенок наказывает своим плачем.

Чаще всего наказание является не эффективной воспитательной мерой, а шаблонной, малообдуманной агрессией или местью, расплатой за содеянное. Ведь действительно – мы наказываем ребенка тогда, когда иных способов справиться с его поведением просто уже не видим. Чаще всего это происходит на пике эмоций.

С другой стороны, воспитать ребенка, не прибегая к наказаниям вообще – невозможно. Если пытаться окружать ребенка безграничной любовью, потакая всем его прихотям и капризам, оставляя безнаказанными его проступки, то удастся ли воспитать в нем здоровую, самостоятельную, самодостаточную, зрелую личность? Правила, ограничения и запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Но правил и ограничений не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. В противном случае ребенок может вырасти вялым, малоинициативным. В старшем возрасте многочисленные запреты и ограничения приводят к протестным реакциям, нарушению семейных отношений, снижению степени доверия между детьми и родителями.

Наказывать ребенка следует лишь в самых крайних случаях, когда он сознательно демонстрирует неповиновение. Если наказания никак нельзя избежать, оно должно следовать сразу же за проступком. Чтобы наказание было справедливым, оно должно быть заранее обдумано и оговорено, т.е. ребенок должен знать, что нарушая то или иное правило, к нему будет применено то или иное наказание. И важно помнить, что ребенок должен понимать, за что он наказан, чтобы в дальнейшем понимал, что именно делать он не должен. Кроме того, наказание должно быть четким, т.е. ребенок должен точно знать, как именно он наказан. У любого наказания должен быть срок – если вы лишаете ребенка просмотра телевизора на сегодняшний день, то наказание заключается только в этом. Если помимо этого вы до конца дня будете обижаться на него и игнорировать, то это будет являться дополнительным, при этом наиболее тягостным наказанием, которое будет очень негативно сказываться на эмоциональном состоянии ребенка. Также ни в коем случае не припоминайте ребенку его прежние проступки, вы говорите с ним только о том, за что он наказывается именно в данный момент.

Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Например, в семье заведено, что перед сном папа или мама читают малышу книгу. Дети очень ценят подобное внимание взрослых. Но если кто-то из них не слушается, то чтение в этот день отменяется.

Ни в коем случае не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей. И наказанием должно быть последовательным, а не от случая к случаю.

Многих родителей интересует вопрос – бить или не бить? Порка, или физическое наказание, не оказывает того воспитательного эффекта, на который она рассчитана. Во-первых, у ребенка, испытывающего боль и унижение, возникает желание сделать назло, только исподтишка. Он учится лгать и скрывать содеянное до следующего наказания. Свой гнев и агрессию в ответ на физическое насилие он реализует, избивая более слабых детей или мучая животных. Таким образом, это является некоторым уроком агрессии для ребенка, давая право применять физическую силу со своей стороны к более слабым.

 

И напоследок несколько советов о том, как же следует наказывать ребенка.

1.    Сначала установите границы — затем требуйте их соблюдения. Вы должны сами для себя определить, чего вы хотите и чего не хотите. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что — нет. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Короче говоря: если вы не установили правила – не требуйте их исполнения.

2.    На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно. Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт, вы должны быть готовы к нему. Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей. Ранее мы приводили пример, когда мама позволяла ребенку причинять себе боль. Она всячески избегала конфликта и была не готова твердо предъявить требование, которое ограничило бы активность ребенка.

3.    Отличайте своеволие от детской безответственности. Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный проступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его. Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же требования, как к памяти и интеллекту взрослого. Детская безответственность – не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.

4.    Когда конфликт исчерпан – утешьте ребенка и все ему объясните. Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно вину, растерянность, покинутость. После того как срок наказания истек, помиритесь с малышом. Обнимите его, погладьте, скажите, как сильно вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.

5.    Не требуйте невозможного. Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать за то, что он намочил постель или сломал игрушку, которую вы ему подарили. Наказание в данном случае может стать источником внутреннего конфликта ребенка.

6.    Руководствуйтесь любовью. Прежде чем наказывать, разберитесь в ситуации, при этом постарайтесь оставаться спокойным. В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины. Как видите, описанные принципы сокращают область применения наказания, закладывают в его основание любовь и ответственность за будущее детей.

 

Помните, что ребенок – это личность, которая, к тому же, еще только формируется. Нельзя оскорблять малыша, и тем более унижать – необходимо помнить о том, кого мы хотим вырастить. Даже при наказании ребенок не должен лишаться родительской любви и поддержки. У него должна быть уверенность, что его поймут и простят, а его поступки будут рассматриваться отдельно от его личности.

Автор:  Педагог-психолог НОУ-школы «Экология и диалектика» Заложнова Т.А.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных