Недели психологии в НОУ Школе «Экология и Диалектика»
«Стоп! Остановитесь. Оглянитесь.
Вокруг Вас – мир, и он – прекрасен»
Неделя психологии – ежегодное общешкольное мероприятие, которое проводится в течение недели и предполагает участие всей школы: в первую очередь, конечно же, обучающихся, но также и педагогов. В этом учебном году она прошла с 19.10.2015г. по 23.10.2015г., где организаторами была определены цели мероприятия:
— Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся.
— Содействие развитию чувства успешности, единения и учебной мотивации.
— Создание условий для формирования психологической культуры обучающихся и педагогов.
— Улучшение психологического микроклимата в школе.
Участникам события были учащиеся 1-11 классов и педагоги школы.
Основу планирования недели составили несколько рабочих принципов.
- Целостность и законченность, то есть психологически были очерчены начало и конец, основная идея и девиз дня;
- Цикличность и преемственность, то есть каждый день является продолжением предыдущего. Каждый день несет, в том, числе, и определенную информацию для размышления;
- Мероприятия, запланированные на неделю, охватывают наибольшее количество школьников и педагогов и почти не затрагивают учебно- воспитательный процесс.
- Общая психологическая атмосфера. В общешкольных играх и акциях могут принять участие не только учащиеся школы, но и педагоги, родители, а также все работники школы.
Календарь событий Недели психологии не оставил никого равнодушным:
В понедельник состоялось открытие Недели психологии, где был озвучен девиз дня: «Эмоции делают человека человеком».
Психологическая акция «Почта доверия» и Выставка рисунков «Психологический мини-плакат» наполнили этот день.
Вторник пролетел, как одно мгновение, под Девизом: «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!» Учащиеся начальной школы приняли участие в конкурсе Чувствоведов, а старшеклассники провели социологический опрос «Лучший учитель».
Среда и четверг наполнились словами: «Я мыслю, следовательно, существую», что нашло отражение и в событиях: Игре «Психологический кросс» для 7-11 классов, Конкурсе «Умники и умницы», общешкольным действием «Позитивные поступки»
«Каждая наша мысль создает наше будущее» — таким девизом завершалась неделя психологических знаний. Запомнились ребятам в этот день Психологические акции «Волшебная шкатулка» и «Письмо самому себе».
Психологические акции, игры, конкурсы для каждого класса были подобраны и адаптированы педагогом-психологом Заложновой Т.А. с учетом возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных способностей. События недели стали полезными и запомнились всем ученикам школы.
На фото: Конкурс «Психологический мини-плакат» (Черепанов Владимир, Лумпова Злата, Аршуткина Юлия-4 класс; Милованова Арина, Куренков Семен-5 класс)
Вторник (20.10.2015). Девиз дня: «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»
- Оформление стенда на тему дружбы.
Цель: психологическое просвещение, создание позитивной психологической атмосферы в школе; расширения представлений о ценности дружбы в жизни человека; методическая помощь в решении проблем, связанных со взаимоотношениями.
- Выставка рисунков «Наш дружный класс».
Цель: формирование позитивного отношения к себе и своему классу, диагностика межличностных отношений.
Учащимся школы предлагается выполнить коллективные рисунки на тему «Наш дружный класс». Выставка рисунков будет представлена в холле на втором этаже школы.
- Социологический опрос «Лучший учитель».
Цель: диагностика межличностных отношений, предпочтений; сплочение коллектива.
Детей просят выбрать претендентов в номинации: самый веселый, самый доброжелательный, самый справедливый учитель. Учитель, набравший наибольшее количество положительных выборов, становится «Лучшим учителем года».
Среда (21.10.2015). Девиз дня: «Я мыслю, следовательно, существую».
- Игра «Психологический кросс» (7-11 классы).
Цель: активизация познавательного интереса; развитие навыков сотрудничества, чувства единения; поднятие общего эмоционального тонуса; развитие познавательных процессов.
Учащимся предлагается принять участие в своеобразном кроссе – интеллектуальном соревновании, задания которого связаны с развитием познавательной сферы детей.
- Конкурс «Умники и умницы» (1-4 классы; 5-11 классы).
Цель: вызвать интерес к науке психология; развитие познавательной сферы учащихся.
На стенде вывешиваются психологические задания (головоломки, загадки), которые дети должны решить и как можно быстрее сдать психологу. Задания предлагаются отдельно для учащихся начальной школы, средней и старшей.
- Интервью с великими психологами.
Цель: расширить знания о науке психологии, развивать самопознание, способствовать личностному росту.
Вниманию детей предлагается плакат с информацией: на каждом отдельном листке формата А4 приклеивается фотография известного психолога с цитатой. На плакате помещается несколько таких листков. Рядом вывешивается чистый плакат «Твое мнение», где учащимся предлагается высказать свое мнение: актуальны ли сегодня такие мысли, мнение какого психолога для них особенно интересно и почему.
Четверг (22.10.2015). Девиз дня: «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».
- Оформление стенда на темы доброты, вежливости, правил общения.
Цель: психологическое просвещение, создание позитивной психологической атмосферы в школе; расширения представлений о ценности доброты и вежливости в жизни человека.
- Общешкольное действие «Позитивные поступки».
Цель: создание позитивной психологической атмосферы в школе; формирование бережного отношения к себе и окружающему миру, людям.
Учащимся школы предоставляется возможность показать, насколько они вежливы, тактичны, старательны, трудолюбивы, заботливы, совершая по возможности больше добрых, позитивных поступков. Классный руководитель в конце дня отметит лучшего ученика. В конце недели самые активные учащиеся будут вознаграждены.
- Тематические классные часы.
Цель: оказание методической помощи классным руководителям; формирование у детей бережного, заботливого, толерантного отношения к окружающим.
Классным руководителям предлагаются материалы для проведения тематических классных часов, посвященных темам вежливости, культуры взаимоотношений с окружающими людьми.
- Выставка рисунков «Вежливость».
Цель: создание позитивной психологической атмосферы в школе; формирование представления о вежливости и ее роли в жизни людей.
Детям предлагается выполнить рисунки не заданную тему. Рисунки могут быть коллективными.
Пятница (23.10.2015). Девиз дня: «Каждая наша мысль создает наше будущее»
- Психологическая акция «Волшебная шкатулка» (учащиеся 1-11 классов, педагоги школы)
Цели: создание благоприятного климата в школе; развитие познавательного интереса
Всем желающим предлагается задать важный вопрос Вселенной и получить ответ – достать из коробочки листик с пожеланием. В течение дня можно несколько раз обращаться к волшебной шкатулке.
- Психологическая акция «Письмо самому себе».
Цель: дифференциация смысловых личностных конструктов, их анализ; наблюдение за собственными изменениями в структуре личности.
Ученикам предлагается написать письмо самим себе в начале учебного года, запечатать его и отдать на хранение психологической службе. Конфиденциальность оговаривается особо. Для создания реалистичности ситуации каждый участник акции вместе с бланком получает конверт. Обратно письма из прошлого учащиеся получат только в мае.
Организатор: педагог-психолог ________________ Т.А. Заложнова
Приложение №1
Конкурс «Умники и умницы» для 1-4 класса
- Домик из спичек
Переложите только 2 спички так, чтобы получить такой же домик, но в зеркальном отражении.
- Стрела
Переложите 3 спички, чтобы стрела поменяла своё направление на противоположное.
- Четыре квадрата
Восемнадцать спичек образовывают 6 одинаковых прилегающих друг к другу квадратов. Заберите 2 спички так, чтобы осталось 4 таких же квадрата.
- Веселый теленок
Переложите всего две спички, так чтобы теленок смотрел в другую сторону. При этом он должен оставаться веселым, то есть его хвост должен остаться направленным вверх.
- Ключ
Переставьте четыре спички так, чтобы из ключа получилось три квадрата.
- Рыбка
Переставьте три спички так, чтобы рыбка поплыла в другую сторону.
- 7. Домик из рюмок
Переставьте шесть спичек так, чтобы из двух рюмок получился домик.
- Ползущий жук
Из спичек составлен жук, ползущий в правую сторону. Переставьте три спички таким образом, чтобы жук пополз в противоположную сторону.
- Пять квадратов
Переставьте две спички так, чтобы получилось пять одинаковых квадратов.
Приложение №2
Конкурс «Умники и умницы», 5-11 классы
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- В комнате четыре угла. В каждом углу сидит по кошке. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же кошек в комнате?…
- У Вани столько же братьев, сколько и сестёр, а у его сестры вдвое меньше сестёр, чем братьев. Сколько сестёр и сколько братьев в той семье?…
- Вы участвуете на соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете?…
- Вы обогнали последнего бегуна, на какой позиции вы теперь находитесь?
- У отца Мэри есть пять дочерей: Чача, Чече, Чичи, Чочо. Вопрос: Как зовут пятую дочь?…
- Как найти прошлогодний снег?…
- У человека — одно, у коровы — два, у ястреба – ни одного. Что это?…
- Каких камней в море нет?…
- Какой болезнью на земле никто не болел?…
- Что можно приготовить, но нельзя съесть?…
- Где край света?…
- Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?…
- Вы сидите в самолёте, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы находитесь?…
- Какими нотами можно измерить расстояние?…
- Двое одновременно подошли к реке. Лодка, на которой можно переправиться, выдерживает только одного человека. И все же без посторонней помощи каждый переправился на этой лодке на другой берег. Как им это удалось?…
- 16. Отгадайте известную фразу из одного мультфильма. Но не все так просто. Вам предстоит расшифровать ее. Разгадайте ребус и вы получите слово — это то, что очень любят все бабочки.
А теперь вам потребуется алфавит, будьте внимательны, разгадайте шифр.
* | * | * | * | * | * |
1 | 25 | 31 | 6 | 20 | 4 |
Теперь, когда вы разгадали шифр, вам не составит труда расшифровать и фразу из мультфильма:
24 | 4 | 7 | 27 | 21 | 20 |
1 | 20 | 11 | 29 | 1 | 20 | 25 | 6 | 5 | 19 |
5 |
7 | 32 | 15 | 21 | 31 | 29 |
Приложение 3
Игра «Психологический кросс»
- 1. Станция «Диагностика мышления» (за правильный ответ – 1 жетон)
- Слово БЫСТРЫЙ является противоположным по смыслу: 1 – тяжелый, 2 – упругий, 3 – скорый, 4 – легкий, 5 – медленный.
- МИНЕР и МИНОР. Эти два слова являются: 1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными , ни противоположными.
- Слово СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову: 1 – резкий, 2 – строгий, 3 – мягкий, 4 – жесткий, 5 – неподатливый.
- Какое из слов отлично от других? 1 – петь, 2 – звонить, 3 – болтать, 4 – слушать, 5 – говорить.
- Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову: 1 – незапятнанный, 2 – непристойный, 3 – неподкупный, 4 – невинный, 5 – классический.
- Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОЯНИЕ к слову НОС: 1 – сладкий, 2 – язык, 3 – запах, 4 – зубы, 5 – чистый.
- Сколько пар чисел из этих шести являются полностью одинаковыми?
5296 5296
66986 69688
834426 834426
7354256 7354256
61197172 61197172
83238324 83238234 - Слово Близкий является противоположным слову: 1 – дружеский, 2 – приятельский, 3 – родной, 4 – иной.
- Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?
- 2. Станция «Зарядка ума».
Вставьте пропущенные буквы, чтобы получилось нужное слово.
- Этот «ква» научит читать
к | В | а |
- Этот – стремительно атаковать
к | в | А |
- Этот – жажду в жару утоляет.
к | в | а |
- Этот в пустыне степенно шагает
к | в | а |
- Без этого конь лихой спотыкается
К | в | а |
- Плавает в этом рыбка-красавица
к | в | А |
- Этот фигура в умной игре.
к | в | а |
- На этом Колумб отплыл на заре
к | в | а |
- Этот дает молоко и мычит
к | в | а |
- Этот не раз вы чертили в тетради
к | в | а |
- 3. Станция «Психологическая разгрузка».
Упражнение «отгадай эмоцию»: грусть, злость, застенчивость, гордость; усталость, безразличие, удивление, волнение.
- 4. Станция «Воображение» – вся команда должна не обсуждая тему нарисовать одну картину.
- 5. Станция «Внимание». В этом конкурсе побеждает та, команда, которая быстрее всего расшифрует пословицу при помощи специального ключа.
Ответы:
- Старый друг лучше новых двух.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Делу время, а потехе час.
- Тише едешь, дальше будешь.
- Терпенье и труд все перетрут.