IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Музыка как средство межнациональной коммуникации

В связи с изменениями в политике нашего государства в области межнациональных вопросов остро встает проблема организации дополнительных специальных внеурочных мероприятий в общеобразовательных школах.

Внимание педагогов необходимо ориентировать на поиск оптимального решения в вопросе воспитания у будущих поколений чувств уважения и толерантности к другим национальностям.

Одним из таких решений может стать использование музыки и всего, что с ней связано: песен, танцев, театральных постановок и т. д. Ведь музыка не только развлечение. Это искусство формировалось веками, и любое произведение несет в себе определенную информацию, заложенную авторами.

Меняются эпохи. Под воздействием разных геополитических событий меняются страны. Одни народы приходят на смену другим или же они приспосабливаются к жизни в новой среде друг с другом. Такие же изменения претерпевает и музыка, отражая влияние той или иной культуры. Бывает так, что из-за взаимовлияния одного государства на соседнее, в силу ряда исторических событий внешние изменения культурно-эстетических ценностей двух народов проступают не столь заметно, как это проявляется в их музыке, которая отражает большинство национальных особенностей обеих стран.

Перейдем к описанию процесса создания цикла внеклассных мероприятий «С музыкой вокруг света», обеспечивающих знакомство школьников с национально-музыкальными культурами мира. Цикл таких занятий позволяет полно погрузиться в музыку народов мира (а за урок, длящийся всего 45 мин, сделать это невозможно). Каждое мероприятие будет раскрывать музыкальные произведения, представляющие культуру различных стран. Вот некоторые из примерных тем, входящих в общий план такого цикла:
«С музыкой вокруг света»;
«Музыка народов России и стран ближнего зарубежья»;
«Музыка народов Европы»;
«Музыка народов Америки»;
«Музыка народов Азии и Африки».

На первом вводном занятии вся инициатива должна исходить от классного руководителя. На его плечи ложится ответственная задача — представление ученикам нового цикла внеклассных занятий. Формат — интерактивная лекция. Однако простое описание плана и распределение обязанностей в приказном порядке вряд ли вызовут интерес у школьников. Необходимо иначе привлечь их внимание, постепенно погружая в многогранную тему «С музыкой вокруг света».

Классному руководителю предстоит подготовка краткого вступительного слова, небольших аудио- и видеофрагментов музыкальных материалов, отражающих палитру культур различных народов, населяющих нашу планету. Повысить интерес учащихся к циклу внеклассных мероприятий могут приглашенные профессиональные музыканты или музыковеды, общение с которыми вовлечет школьников в последующий процесс непосредственного участия в них.

В конце первого занятия необходимо провести предварительную подготовку учащихся, распределить обязанности и роли учеников в процессе. Следует узнать их творческий потенциал, т. е. музыкальные возможности, которыми они обладают. Хорошо, если кто-то из обучающихся класса дополнительно занимается музыкой, вокалом или танцами. Если нет — школьник всегда может попробовать раскрыть свои способности в области музыкального искусства благодаря таким мероприятиям.
Классному руководителю, решившему организовать подобный цикл мероприятий, нужно сформировать из учащихся класса небольшие группы по 3-4 человека. Осуществить такую компоновку можно и по желанию самих детей. В результате деления класса мы получим около 7 мини-групп при среднем количестве человек в классе общеобразовательной школы (21-28). Каждой группе будет дано индивидуальное задание: максимально широко в ограниченный период времени представить музыкальную культуру одного народа или страны (песнями, инструментальными композициями и т. д.). Процедуру выбора стран можно сделать увлекательной, если предварительно подготовить реквизит, обеспечивающий своего рода жеребьевку. Например, можно использовать глобус или карту мира с прикрепленными к ним листочками бумаги с названиями разных стран или народов. Каждой мини-группе в результате достанется название той страны, музыкальное произведение которой учащиеся должны будут представить.

Следует отметить, что по желанию ученики из одной группы могут подготовить несколько выступлений. Если дети укладываются в отведенный отрезок времени, такое решение поможет наиболее полно раскрыть национальную музыкальную палитру той страны, которая выпала по жребию одной мини-группе. Этот позволит существенно расширить понимание учащимися всего класса этнических особенностей другой музыкальной культуры, с которой они познакомятся на внеклассных мероприятиях.

Выступления учеников не должны затягиваться по времени. Следует ограничить регламент — не более 5-10 мин. Каждое выступление учащиеся должны сопроводить предварительным словом, состоящим из нескольких предложений, повествующих о том музыкальном материале, который представляется их минигруппой в настоящий момент. Это может быть рассказ об истории создания исполняемого музыкального произведения, его сюжете или примерном переводе (если оно исполняется не на русском языке или только в инструментальной форме). Это необходимо для того, чтобы остальные учащиеся класса поняли эмоциональный и духовный смысл каждого музыкального произведения.

Автор: М.В. Анестратенко, преподаватель академического вокала РАМ им. Гнесиных, г. Москва

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных