Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Опубликованы Указы Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. №240 «Об объявлении в РФ Десятилетия детства», от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»; государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 г. №576-п, предусматривающие осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
Как подчеркивает Президент Российской Федерации В.В. Путин, создание условий, обеспечивающих не только выявление, но и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества.
Проблема детской одаренности и ее развитие решается на высоких уровнях управления и государственной власти – это создание и реализация федеральной программы «Дети России» и ее подпрограммы «Одаренные дети».
Федеральные государственные образовательные стандарты делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одаренного ребенка не на получение определенного объема знаний, а
на его творческую переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Сегодня речь идет о создании системы выявления и психолого-педагогической поддержки одаренных детей, формировании единого научно-методического и информационного пространства не только на федеральном, но
и региональном уровнях. Важность этой задачи требует комплексного подхода к ее решению в каждом образовательном учреждении.
Концепция программы «Инновационная модель «Одаренные дети» дошкольного и школьного возрастов в условиях единого образовательного пространства ЧОУ Школы «Экология и Диалектика» определяет основные приоритеты, цели и задачи формирования современной модели работы с одаренными детьми в образовательном учреждении на период 2018-2021 гг.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», другими федеральными и областными законами, иными нормативными актами, регулирующими правоотношения в сфере работы с одаренными детьми. Материалы «Рабочей концепции одаренности», разработанной ведущими отечественными специалистами в области психологии одаренности по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, определяет единые теоретико-методологические подходы к решению ключевых проблем одаренности.
Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей человека, обеспечивающее успешность выполнения им какого-либо вида деятельности.
Одаренный ребенок – ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
По критерию «вид деятельности» и обеспечивающие ее сферы психики выделяют следующие виды одаренности:
- в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивная и организационная одаренность;
- в познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и т.д.);
- в художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
- в коммуникативной деятельности – лидерская и аттрактивная одаренность;
- в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
По критерию «степень сформированности одаренности»:
- актуальная одаренность – достигнутые показатели психического развития ребенка, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с общепринятыми возрастными и социальными нормами;
- потенциальная одаренность – наличие у ребенка определенных психических возможностей (потенциала) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, которые он не может реализовать в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
По критерию «форма проявления»:
- явная одаренность – одаренность, проявленная в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях;
- скрытая одаренность – одаренность, проявленная в атипичной, замаскированной форме.
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»:
- общая одаренность – одаренность, проявленная по отношению к различным видам деятельности и выступающая как основа ее продуктивности;
- специальная одаренность – одаренность, проявленная в конкретных видах деятельности (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
Задача сохранения и приумножения интеллектуального потенциала, формирования профессиональной элиты является актуальной для частной общеобразовательной Школы «Экология и Диалектика». Один из ключевых факторов ее решения — формирование эффективной системы работы с одаренными детьми: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям.
В нашей школе идентификация одаренности ребенка является результатом психолого-педагогического мониторинга, носящего комплексный и системный характер.
Особое внимание наше ОУ обращает на работу с родителями (законными представителями), так как семейная среда является одним из важнейших факторов, влияющих на развитие личности и одаренности ребенка.
Главная цель в сфере работы в ЧОУ Школе «Экология и Диалектика» с одаренными детьми – формирование единой системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, обеспечение условий для их личностного развития, профессионального самоопределения и самореализации.
В соответствии с поставленной целью ОУ решает комплекс основных задач в сфере работы с одаренными детьми:
- повышение качества, доступность и эффективность образовательных услуг в сфере работы с одаренными детьми;
- обеспечение роста доступности ресурсов и их эффективное использование для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, создания условий для их личностного развития, профессионального самоопределения и самореализации.
С учетом поставленных задач определены следующие стратегические направления развития системы работы с одаренными детьми в ЧОУ школе «Экология и Диалектика»:
Направление 1: Управление развитием системы работы с одаренными детьми в образовательном учреждении.
Данное направление включает:
- совершенствование нормативно-правовой базы развития системы работы с одаренными детьми;
- разработку целевых программ, проектов, планов развития системы работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях;
- внедрение постоянного обширного мониторинга работы с одаренными детьми.
Показатели результативности:
- наличие пакета областных и ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих эффективное функционирование и развитие системы работы с одаренными детьми;
- наличие принятых к реализации целевых программ, проектов, планов развития системы работы с одаренными детьми на уровне школы;
- наличие системы мониторинга работы с одаренными детьми.
Направление 2: Совершенствование многовариантной системы развития способностей детей.
Для детей необходимо создавать развивающую среду, начиная с раннего возраста. В связи с этим особую актуальность приобретает просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей на всех возрастных этапах.
Данное направление предполагает:
- расширение направлений работы с родителями, функционирование на базе образовательного учреждения консультативных пунктов для родителей (законных представителей), направленных на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и создания наиболее благоприятных семейных условий для формирования личности ребенка и развития способностей с раннего возраста;
- дальнейшее совершенствование системы раннего развития, развития системы работы с одаренными детьми на всех уровнях; том числе детской одаренности, детей до 3 лет (ДОО для детей раннего возраста; группы общеразвивающей, оздоровительной, комбинированной направленности; «центр игровой поддержки ребенка», «адаптационные группы», «консультативные пункты для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи»);
- совершенствование инновационных образовательных технологий;
- разработку и реализацию индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка;
- расширение возможностей педагогической организации свободного времени одаренных школьников в условиях образовательного учреждения;
- расширение возможностей для участия детей в научно-исследовательской и проектной деятельности, в работе школьных научных обществ;
- организацию для одаренных детей фестивалей, летних и зимних школ, профильных лагерных смен, конференций, семинаров и других мероприятий и др.
Направление 3: Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности.
Важным компонентом системы работы с одаренными детьми является психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности, выступающее как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, сохранения и укрепления здоровья.
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию одаренных детей.
Психолого-педагогическое сопровождение является личностно-ориентированным и проводится с учетом возрастных и личностных особенностей каждого ребенка.
Данное направление включает:
- индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение (ПЕДАГОГОМ – ПСИХОЛОГОМ) каждого ребенка с признаками одаренности на всех возрастных этапах;
- психолого-педагогическое сопровождение конкурсных мероприятий, профильных лагерных смен, слетов, фестивалей для талантливых и одаренных детей;
- разработку и реализацию программ тренингов, студий, лекториев и других форм работы с одаренными детьми, направленных на развитие личности детей, социально-психологическую адаптацию, формирование здорового образа жизни;
- разработку моделей и методик применения на территории региона комплексных индивидуальных психолого-педагогических мониторингов с целью выявления детей с признаками одаренности.
Показатели результативности:
- доля детей с признаками одаренности, получивших индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение (выявление одаренности, развитие, поддержку)на разных возрастных этапах;
- наличие психолого-педагогическое сопровождение конкурсных мероприятий, профильных лагерных смен, слетов, фестивалей для талантливых и одаренных детей;
- наличие в образовательных организациях программ тренингов, студий, лекториев и других форм работы с одаренными детьми, направленных на развитие личности детей, социально-психологическую адаптацию, формирование здорового образа жизни;
- наличие разработанных моделей и методик применения в ЧОУ комплексных индивидуальных психолого-педагогических мониторингов с целью выявления детей с признаками одаренности.
Таким образом, для реализации Концепции программы «Инновационная модель «Одаренные дети» дошкольного и школьного возрастов в условиях единого образовательного пространства ЧОУ Школы «Экология и Диалектика» 2018-2021 гг.» необходимо использовать следующие основные механизмы:
- программно-целевой метод реализации — позволит решать основные проблемы, имеющиеся в организации работы с одаренными детьми. В соответствии с содержанием Концепции разработан комплекс мер по ее реализации. Определены конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование;
- приоритетное развитие ресурсной базы работы с одаренными детьми в ЧОУ Школе «Экология и Диалектика» — будут систематически и планомерно создаваться и наращиваться ресурсы, необходимые для устойчивого развития системы работы с одаренными детьми.
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории А.В. Шаркова