
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию разработки классных часов. Они могут быть адаптированы Вами к конкретным условиям, определенной группе учеников, а могут быть полезны и в неизменном виде. Надеюсь, разработки классных часов пополнят Вашу «папку классного руководителя»
Классный час для 1-2 классов «Час доброты»
Цели:
— утверждать в детских душах твердые ориентиры добра, истины, любви и красоты.
— привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.
Ход классного часа
- Беседа.
Учитель. Доброта… Что означает это слово?
(Ребята объясняют, как они понимают это слово.Учитель делает вывод.)
Учитель. По определению Сергея Ожегова, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
Наверняка в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.) (Может быть даже проанализирован случай из жизни класса).
Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы детей.)
А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей).
А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети, скорее всего, ответят отрицательно.)
В Евангелии от Матфея сказано: «… во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости. Сейчас мы с вами проведем тест, где каждый может проверить себя и ответить, добрый ли он человек.
- Тест. Поставьте +, если вы согласны с вопросом (ваш ответ «да»).
- У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
- Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
- Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
- Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
- Часто ли ты используешь злые шутки?
- Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
- Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
- С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
- Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
- Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
- Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
- Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
П о д с ч е т о ч к о в. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1,3,4,7,11 и за отрицательный ответ на вопросы 2,5,6,8,9,10,12.
Р е з у л ь т а т ы:
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
- Беседа.
Учитель. Теперь, ребята, ответьте мне на такой вопрос: что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (Дети дают версии).
Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: «доброго здоровья», «счастливого дня», «будьте добры» и т.д.)
Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние этих слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)
Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
- Игры.
Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться … («Доброе утро!»)
Доброе утро! – солнцу и птицам.
Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: … («Добрый день!»)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: … («Здравствуйте!»)
Растает ледяная глыба
От слова доброго … («Спасибо!»)
Когда бранят за шалости,
Мы говорим: … («Прости, пожалуйста!»)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: … («Спасибо!»)
И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь: … («До свидания!»)
Всем вам с большой любовью
Желаю … («Крепкого здоровья!»)
Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомним некоторые из них. Ваша задача, найти «хвосты».
Доброе слово и | а его добрые дела. |
Не одежда красит человека, | того Бог отблагодарит. |
Торопись на доброе дело, | кошке приятно. |
Доброе братство | сильнее богатства. |
Не хвались серебром, | а худое само приспеет. |
Кто добро творит, | ищи доброты. |
В ком добра нет, | а хвались добром. |
Не ищи красоты — | в том и правды мало. |
П р о в е р к а.
Доброе слово и кошке приятно. |
Не одежда красит человека, а его добрые дела. |
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет. |
Доброе братство сильнее богатства. |
Не хвались серебром, а хвались добром. |
Кто добро творит, того Бог отблагодарит. |
В ком добра нет, в том и правды мало. |
Не ищи красоты — ищи доброты. |
Учитель. Ребята, многие из вас читали или видели мультфильм о том, как Удав передавал привет Мартышке. В нашей следующей игре привет необходимо будет поймать.
Игра «Поймай привет».
Звучит ритмичная музыка. Под музыку дети начинают хлопать в ладоши. Подходя то к одному, то к другому в момент, когда тот хлопает, ведущий быстро проводит ладонью между ладонями хлопающего. Последний, в свою очередь, пытается хлопком «поймать привет», то есть руку ведущего. Тот, кому это удается, сам становится ведущим.
Учитель. Ребята, сейчас я попрошу вас выполнить творческое задание. Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Инсценируйте, пожалуйста, историю из своей жизни, подтверждающую эту мысль. (Дети разбиваются на группы по 2-3 человека. Можно взять историю из жизни класс. Если детям трудно выполнить это задание, можно проанализировать историю Крошки Енота. Мы знаем, что сначала Крошка Енот поссорился, как оказалось, сам с собой. И только добрая улыбка, добрый взгляд и доброе слово позволили ему подружиться с самим собой и окружающим его миром.)
Игра – тренинг «Волшебный цветок добра».
Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию).
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
- Подведение итогов.
Учитель. Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.)
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами…
Всего вам доброго!