IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Анализ методической работы в ЧОУ Школа «Экология и Диалектика» за 2017 — 2018 учебный год

А

В 2017 — 2018 учебном году была сформулирована цель методической работы — формирование компетенций педагогических работников по организации работы с различными категориями обучающихся через индивидуальный, дифференцированный и интегративно-гуманитарный подходы.

Задачи методической работы на 2017 — 2018 учебный год:

  1. Формирование у педагогов знаний об особенностях одаренных детей, учащихся с ОВЗ.
  2. Овладение педагогами современными приемами и технологиями работы с одаренными детьми, детьми, состоящими на различных профилактических учетах.
  3. Внедрение в практику работы педагогов применение современных приемов и технологий работы с одаренными детьми, детьми, состоящими на различных профилактических учетах.
  4. Переход на внедренческий этап методической темы «Мониторинг личностных и метапредметных результатов обучения»: доработка контрольно- измерительных материалов для осуществления диагностики личностных и метапредметных результатов.
  5. Реализация проекта «Инновационная модель «Одаренные дети» дошкольного и школьного возрастов в условиях единого образовательного пространства ЧОУ Школа «Экология и Диалектика» 2018-2021 гг.».
  6. Активизация методической работы в отделах по мотивации педагогических работников к обобщению и трансляции педагогического опыта, способствование целенаправленному и систематическому самообразованию педагогических работников в межаттестационный период.
  7. Обеспечение своевременного обучения на курсах повышения квалификации, проблемных курсах, в т.ч. с применением дистанционных форм.
  8. Обеспечение методического сопровождения аттестующихся педагогических работников.
  9. Разработка методических продуктов (проектов, методических разработок, методических сборников, статей и др.) по методической теме.

Методическую работу в ЧОУ Школа «Экология и Диалектика» возглавляет методическая служба. В 2017 — 2018 учебном году было проведено 4 педагогических совета по актуальным проблемам научно-методической деятельности и единой методической теме:

Задачи педагогического коллектива на 2017 — 2018 учебный год.

  1. Создание организационно-педагогических условий для становления ключевых компетенций обучающихся.
  2. Организация работы с разными категориями обучающихся в условиях ЧОУ Школа «Экология и Диалектика».
  3. Обобщение опыта работы по организации работы с разными категориями обучающихся.
  4. Анализ методической работы за 2017 — 2018 учебный год.

Основными направлениями методической работы являются:

  1. Развитие профессиональных компетенций педагогических работников через организацию работы над единой методической темой.
  2. Повышение квалификации педагогических работников.
  3. Аттестация педагогических и административных работников
  4. Выявление, обобщение и распространение передового опыта.
  5. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса.
  6. Школа молодого педагога.
  7. Инновационная деятельность.

Развитие профессиональных компетенций педагогических работников

через организацию работы над единой методической темой

В 2017 — 2018 учебном году была выбрана следующая единая методическая тема: особенности работы с одаренными детьми.

В основе организации методической работы лежит исследование уровня профессиональных компетенций педагогических работников ЧОУ Школа «Экология и Диалектика», выявление педагогических затруднений и определение зон развития. В процессе анализа компетенций, требующих развития, использовались методы анкетирования, самооценки, наблюдения, опроса, функционального анализа.

Так, в сентябре 2017 г. было организовано и проведено исследование «Готовность педагогов ЧОУ Школа «Экология и Диалектика» к работе с одаренными детьми», направленное на выявление профессиональных трудностей педагогов дополнительного образования в организации деятельности с одаренными обучающимися. Исследование осуществлялось на основе утвержденного диагностического инструментария: методика «Определение склонности педагога к работе с одаренными детьми» Богоявленской Д.Б., Брушлинского А.В. Всего в исследовании приняли участие 22 педагога школы.

В соответствии с выявленными потребностями педагогических работников было осуществлено внутриорганизационное (корпоративное) обучение.

В целях содействия профессиональной и творческой самореализации педагогов организовано развитие профессиональных компетенций педагогических работников через единую методическую тему учебного года и комплекс семинаров, тренингов, практикумов. В 2017 — 2018 учебном году проведены 5 семинаров, направленных на повышение профессиональных компетенций педагогов по организации работы с одаренными детьми.

Так, были проведены семинар по теме «Как работать с одаренными детьми» (08.09.2017 г.) и семинар-практикум по теме: «Психолого-педагогические особенности одаренных детей» (22.09.2017). В процессе проведенного семинара- практикума у педагогов ЧОУ сформировалось представление о психолого-педагогических особенностях одаренных детей, они углубили свои знания о характерных особенностях одаренных детей, произошло развитие профессиональных навыков, необходимых для работы с одаренными детьми.

  •  г. был организован методический практикум по теме «Разработка индивидуального маршрута развития одаренного ребенка». Результат: педагоги углубили представления о понятии «индивидуальный маршрут», структуре, содержании, целях применения индивидуального маршрута развития одаренного ребенка; у педагогов сформировались умения составления индивидуального маршрута развития в соответствии с этапами проектирования; у педагогов сформировались навыки проектирования индивидуального маршрута развития одаренного ребенка.

27.02.2018 г. был проведен семинар «Системно-деятельностный подход в образовании. Технологии деятельностного типа». В процессе семинара-практикума педагоги ознакомились с требованиями к современному занятию; выделили отличие традиционного занятия от занятия деятельностного типа; определили типы и структуру занятия деятельностного типа; сформировали технологическую карту занятия на основе системно-деятельностного подхода.

20.04.2018 г. — семинар «Инновации в образовании одаренных детей. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся». Педагоги познакомились с понятием «проект», разграничили понятия «проект» и «исследование», рассмотрели особенности проектов, их виды, формы продуктов проектной деятельности. Основную часть семинара педагоги разбирали структуру и этапы реализации учебного проекта. Далее — выполнили практическую работу по разработке плана реализации собственного проекта. Разработана модель дополнительного образования обучающихся.

Также было организовано участие руководителей, педагогов школы, методистов, заместителей директоров в различных вебинарах, инфоуроках.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

  • в методическом сопровождении обучения и развития педагогов в ЧОУ Школа «Экология и Диалектика» осуществляется переход к интерактивным формам внутриорганизационного повышения квалификации: педагогическим мастерским, методическим практикумам, организация коллективного участия в вебинарах и др.;
  • в процессе проведенных семинаров, практикумов у педагогов школы  было сформировано представление о психолого­-педагогических особенностях одаренных детей, произошло развитие профессиональных навыков, необходимых для работы с одаренными детьми, навыков проектирования индивидуального маршрута развития одаренного ребенка и др.;
  • педагогами было осуществлено применение разнообразных форм, технологий работы с одаренными обучающимися; привлечение обучающихся к инструкторской и судейской практике; самостоятельное проведение занятий под руководством педагогов дополнительного образования;
  • педагогами были получены знания о требованиях к современному занятию; выделили отличие традиционного занятия от занятия деятельностного типа; определили типы и структуру занятия деятельностного типа; сформировали технологическую карту занятия на основе системно-деятельностного подхода.

В работе над единой методической темой можно выделить ряд проблем:

  1. Недостаточная отработка приемов работы с одаренными детьми в соответствии с направленностью программ.
  2. Недостаточное овладение практическими навыками применения технологий деятельностного типа.
  3. Низкий процент педагогов образовательного учреждения, включившихся в разработку ИМР.

Предложения:

  1. Продолжить обучение через внешние формы повышения квалификации (при наличии соответствующих курсов).
  2. Рекомендовать к использованию полученный в процессе семинаров- практикумов методический материал в своей педагогической деятельности.
  3. Проведение мастер-классов, методических практикумов по отработке приемов работы с одаренными детьми в соответствии с направленностью программ.
  4. Проведение методического практикума, направленного на формирование умений проектировать занятие в технологии деятельностного типа (конспект занятия, технологическую карту, подготовка и проведение занятия).

Повышение квалификации педагогических работников

Осуществляется системная работа по выявлению потребности в обучении на курсах повышения квалификации, составлен перспективный график обучения на курсах до 2020 г.

  • В 2017-18 учебном году прошли обучение на курсах повышения квалификации 60% педагогических работников (в прошлом учебном году – 45% ).

Активно обучаются педагогические работники школы на методических семинарах, вебинарах. В текущем учебном году на семинарах в различных организациях прошли обучение 22 педагогических работников (за аналогичный период прошлого года — 18 пед.работников).

Предложения:

  1.  Обеспечить дальнейшее обучение на курсах повышения квалификации штатных педагогических работников не реже одного раза в три года. Информировать педагогов о курсах повышения квалификации, в том числе — в дистанционной форме.

Аттестация педагогических и административных работников

Аттестация педагогических работников проводится в целях стимулирования целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности сотрудников центра. Главная задача — создание условий для роста профессионализма педагогических кадров в межаттестационный период.

За отчетный период состоялось три заседания аттестационной комиссии ЧОУ Школа «Экология и Диалектика». Решением аттестационной комиссии подтверждено соответствие занимаемой должности:

  1. Ветров И.В., учитель физической культуры;
  2. Комогорцева А.М., учитель (обществознание, история и МХК);
  3. Грачева И.В., воспитатель (дошкольное образование).

С целью обеспечения методического сопровождения аттестующихся педагогических работников в соответствии с планом-графиком инструктивно­методической работы на 2017-18 уч.г. проведены семинары:

  • методический семинар по вопросам аттестации (сентябрь);
  • методический семинар «Рост профессионализма, продуктивности практической деятельности педагогических работников в межаттестационный период. Требования к портфолио» (март);
  • еженедельные консультации по вопросам аттестации.

Проблемные вопросы, возникающие у педагогов при подготовке портфолио:

  • задачи программ не соответствуют ожидаемым результатам;
  • нет самоанализа конспекта занятия;

Предложения по улучшению деятельности по повышению квалификации педагогических работников:

  1. Составить предварительный план-график обучения на курсах повышения квалификации и аттестации педагогических и административных работников на 2018-2019 уч.г. и внести дополнения в перспективный план-график на период до 2021 года с учётом новых работников.
  2. Продолжить практику проведения консультаций для аттестующихся педагогов, проведение инструктивно-методических семинаров по ознакомлению с требованиями к профессиональной компетентности педагога при аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, по оформлению портфолио для установления первой и высшей квалификационной категории в межаттестационный период для педагогических работников, чей срок действия аттестационной категории истекает через 2-3 года.
  3. С педагогами, выходящими на аттестацию в 2018-2019 учебном году, составить индивидуальный план подготовки и сдачи аттестационных материалов.

Выявление, обобщение и распространение передового опыта

В 2017-18 учебном году образовательную деятельность осуществляли 15 педагогических работников (без совместителей). В обобщении опыта приняли участие 22 педагогических работника ЧОУ. Сведения об обобщении педагогического опыта за три учебных года представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1.

Мониторинг обобщении педагогического опыта

Формы представления педагогического опыта Учебный год
2015-2016, кол-во чел./кол-во мероприятий 2016-2017, кол-во чел./кол- во мероприятий 2017-2018, кол-во чел./кол- во мероприятий
Открытые занятия 9 ч./9з. 11 ч./14 з. 10 ч./ 13 о/з
Практические семинары, мастер- классы 9 ч./16 с. 15 ч./23 с. 18 ч./ 12 с.
Методические, инструктивные семинары 4 ч./ 5 с. 5 ч./ 7 с. 9 ч./3 с.
Методическая продукция 15 ч./28 м.р. 13 ч./32 м.р. 17 ч./ 21 м.р.
Выступления на конференциях, форумах 6 ч./ 9 р. 12 ч./ 22 р. 17 ч./8 выст.
Участие в конкурсах профессионального мастерства 12 ч. /12 р. 15 ч./ 15 р. 20 ч./15 р.

Таблица 2

Мониторинг обобщения опыта работы на различных уровнях

Уровень обобщения 2015-2016 уч.г. кол-во, % 2016-2017 уч.г. кол-во, % 2017-2018 уч.г. кол-во, %  
школьный 35,8% 36,5% 51,06%
муниципальный 22,6% 40,3% 42,5 %
всероссийский 28,3% 34,6% 42,5%
Всего: 58,5 % 68,8% 78,7 %

По сравнению с предыдущим годом увеличилось количество проведённых открытых занятий, семинаров и мастер-классов. Наблюдается положительная динамика в участии педагогов в конкурсах профессионального мастерства.

Школа молодого педагога

В целях создания условий для адаптации и совершенствования профессионального мастерства педагогов дополнительного образования в течение всего года действовала «Школа молодого педагога». Адресат программы: молодые и вновь принятые педагоги, педагоги, испытывающие затруднения в проектировании и реализации отдельных направлений работы.

В течение года проводилась индивидуальная практическая работа со стороны методистов и наставников над наиболее типичными затруднениями: проектирование ОП, разработка конспектов занятий, подведение итогов занятия, организация рефлексии, проектирование УУД, оформление учебной документации и отчетов и др.

В результате обучения молодых и недавно принятых педагогами освоен необходимый минимум знаний в области теоретических основ педагогики НОО и ООО; требований к современному занятию в системе НОО/ООО и составлению конспекта(ов) занятия(ий). Педагоги способны внедрять и использовать в практике основы проектирования и корректировки НОО/ООО; основы проектирования и проведения открытого занятия; требования к составлению конспекта занятия. Педагоги ЧОУ способны внедрять и использовать в практике современные методы и технологии НОО/ООО.

Инновационная деятельность

Одним из направлений работы в 2017 — 2018 учебном году была реализация программы «Одаренные дети».

В соответствии с поставленной целью и задачами в рамках реализации программы «Одаренные дети» в 2017 — 2018 учебном году была проведена следующая работа.

В ЧОУ Школа «Экология и диалектика» был сформирован комплекс диагностических методик для индивидуальной оценки потенциальных возможностей учащихся в различных видах деятельности. В начале учебного года психолог ЧОУ  осуществлялось выявление одаренных детей через наблюдение за внешними физическими, природными данными обучающихся, собеседования (в т.ч. с родителями (законными представителями) школьников), анкетирование, организацию конкурсов по профилю деятельности на учережденческом уровне, через организацию участия детей в конкурсах, выставках и соревнованиях различных уровней и анализ результатов участия в них.

По итогам выявления одаренных детей педагоги школы предоставили сведения об одаренных детях в детских объединениях. На основе данных сведений была сформирована база данных «Одаренные дети» ЧОУ Школа «Экология и Диалектика», которая в последующем дает возможность отслеживания развития одаренности каждого ребенка на определенных этапах обучения. Таким образом, за каждым одаренным ребенком был закреплен педагог школы.

Также в сентябре 2017 г. было организовано и проведено Исследование «Готовность педагогов образовательного учреждения к работе с одаренными детьми», направленное на выявление профессиональных трудностей педагогов школы в организации деятельности с одаренными обучающимися.

Работа по развитию профессиональных компетенций педагогов ЧОУ, необходимых для организации работы с одаренными детьми осуществлялась в течение 2017-2018 учебного года через организацию повышения квалификации педагогов ОО.

Кроме этого, в течение 2017 — 2018 учебного года была разработана следующая методическая продукция:

  1. Методическая разработка по теме: «Готовность педагогов школы к работе с детьми различных категорий»
  2. Методическая разработка по теме: «Проектирование индивидуального маршрута развития одаренного ребенка».
  3. Памятка педагогам «Психолого-педагогические особенности одаренных детей».

Таким образом, поставленные на 2017 — 2018 учебный год задачи выполнены в полном объеме. Были достигнуты следующие результаты:

  • сформирован комплекс диагностических методик для индивидуальной оценки потенциальных возможностей обучающихся в различных видах деятельности;
  • сформирована единая система выявления, развития и поддержки одаренных обучающихся;
  • осуществлена работа по развитию профессиональных компетенций педагогов ОУ через организацию повышения квалификации;
  • осуществлен частичный переход педагогов школы с разработки индивидуальных планов работы с одаренными обучающимися на индивидуальные маршруты развития одаренного ребенка;
  • система мероприятий по развитию одаренных учащихся имеет более систематизированный характер;
  • увеличился процент педагогов, организующих проектную и исследовательскую деятельность обучающихся.

Однако имеется небольшой недостаток: лишь часть одаренных детей принимают участие в проектной или исследовательской деятельности.

Таким образом, в 2018 — 2019 учебном году необходимо решить следующие задачи:

  • разработка индивидуальных маршрутов развития всех одаренных детей;
  • внедрение инновационных методов и форм работы с одаренными детьми;
  • разработка и реализация системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных, творческих, социальных, физических способностей учащихся, развитию их индивидуальности;
  • реализация системы поощрения и поддержки одаренных и талантливых обучающихся;
  • создание портфолио всех одаренных детей.

Предложения по повышению эффективности учебно-методической работы:

  1. Продолжить обучение через внешние формы повышения квалификации (при наличии соответствующих курсов).
  2. Рекомендовать к использованию полученный в процессе семинаров- практикумов методический материал в своей педагогической деятельности.
  3. Провести мастер-классы, методические практикумы по отработке приемов работы с одаренными детьми в соответствии с направленностью программ.
  4. Проводить конкурс профессионального мастерства «Педагог года» один раз в год.
  5. Осуществлять пополнение электронного и печатного банка методической продукции ежемесячно.
  6. Продолжить практику проведения консультаций для аттестующихся педагогов, проведение инструктивно-методических семинаров по ознакомлению с требованиями к профессиональной компетентности педагога при аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, по оформлению портфолио для установления первой и высшей квалификационной категории в межаттестационный период для педагогических работников, чей срок действия аттестационной категории истекает через 2-3 года.

Методист                      Попова Н.В.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных