IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Как помочь тревожному ребенку?

Как помочь тревожному ребенку?

 

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность личности, проявляющаяся в частом повышенном беспокойстве. Признаки тревожности проявляются во многих сферах жизни, в детском саду, в школе, на улице, при знакомстве с новыми людьми и т.д., оказывая, несомненно, значительное влияние на жизнь ребенка. Повышенная тревожность может явиться причиной нарушений социализации ребенка, неблагоприятной адаптации к детскому саду и школе, что ставит перед взрослыми важную задачу – помочь ребенку.

При работе по снижению тревожности у детей ставится три основные задачи:

  1. Повышать самооценку ребенку, ведь тревожность – признак неуверенности в себе и своих силах.
  2. Учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку.
  3. Обучать ребенка умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.

При организации занятий важно соблюдать некоторые правила, которые позволяют создавать комфортную обстановку для тревожного ребенка:

  1. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример. При подчеркивании динамики в работе ребенка над каким-то своим качеством сравнивать необходимо его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц назад.
  2. Избегайте соревновательных моментов в играх. Пусть лучше ребенок играет для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть. Также нежелательно ставить тревожному ребенку временные рамки выполнения задания или подгонять его. Это не приведет к ускорению его деятельности, но повысит уровень тревожности.

Знакомьте ребенка  с новой игрой постепенно, предоставляя ему возможность спокойно ознакомиться с ней, понаблюдать за образцом действий, если таковые есть. Ни в коем случае не настаивайте, если ребенок выражает сопротивление, нежелание участвовать в игре. В таких ситуациях старайтесь проявлять творческий подход, чтобы заинтересовать ребенка и снизить его беспокойство. Не бойтесь изменять правила игры с учетом особенностей конкретного ребенка, использовать наглядный материал, который ребенку уже знаком, попробуйте начать играть с кем-то другим…

Итак, давайте рассмотрим способы решения поставленных перед нами трех задач.

  1. Повышение самооценки ребенка

В первую очередь, для того чтобы повысить самооценку ребенка, необходимо, чтобы окружающие ребенка взрослые, прежде всего родители, сами видели его достоинства и сильные стороны. Важно относиться к ребенку не только с любовью, но с уважением, и уметь замечать даже самые маленькие его успехи и достижения. Очень часто родители акцентируют внимание на неудачах ребенка, воспринимая его успехи как что-то само собой разумеющееся, чем сильно обижают его и формируют представление о себе как о неспособном. Не нужно бояться перехвалить ребенка, просто нужно стараться делать это правильно. Ребенок должен знать, за что его хвалят, и понимать, что похвала – это не просто отражение настроения взрослого (если настроение хорошее – похвалил, плохое – поругал), а оценка его конкретной деятельности, действия, поступка.

В отношении учебной деятельности это довольно просто. Ведь легко заметить, что сегодня строчки в прописях у ребенка получились красивее, чем вчера, а в диктанте ошибок не пятнадцать, а всего лишь десять. Но в отношении поведения или общения успехи может быть оценить нелегко. Поэтому очень важно понимать, какие положительные черты у ребенка уже развиты, а какие ему необходимо еще приобрести; каким образом можно дать понять ребенку, что вы видите его успехи и достоинства.

Также важным здесь является создание ситуации успеха. Ведь ничто не повышает уверенности в своих силах больше, чем осознание собственного успеха.

 

  1. Умение расслабляться

Умение расслабляться особенно необходимо для тревожных детей, поскольку состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц. Однако научить этому ребенка оказывается не такой простой задачей, как можно было бы подумать. Ведь каждый ребенок хорошо понимает, что такое сесть, встать, попрыгать или побегать, но вот что такое «расслабиться» – им не совсем понятно.

Поэтому большинство игр для релаксации основываются на том, что после сильного мышечного напряжения естественным образом следует расслабление. Также в играх для релаксации используется способность детей к фантазированию, ведь если ребенок представляет себе что-то очень приятное и спокойное, то и его тело тоже постепенно расслабляется. Однако фантазирование применимо только к детям, достигшим 5 лет.

Кроме специальных игровых упражнений, направленных на расслабление, полезным может оказаться использование тактильного контакта с ребенком, массаж и просто растирание тела.

  1. Умение управлять собой

Это направление в работе с тревожными детьми предполагает переход от новых приобретений внутреннего мира ребенка (в виде более высокой самооценки и умения расслабляться, делать комфортным свое состояние) к их внешнему выражению. На этом этапе важно обучить ребенка применению своих знаний и умений на практике с тем, чтобы изменилось не только его восприятие, но и поведение.

Умение управлять собой – наиболее непростой навык. Ведь даже взрослый человек отнюдь не всегда может справиться с этой задачей, что уж говорить о ребенке.

Однако это умение является очень важным для любого человека, особенно для тревожного, поскольку умение управлять своими переживаниями и действиями в ситуациях, вызывающих беспокойство, часто является способом это беспокойство снизить.

Здесь может помочь совместное продумывание с родителями способов контроля за своим поведением, ведь ребенок учится прежде всего на основе наблюдения за особенностями поведения родителей. Поэтому важно, чтобы и сами родители учились управлять собой, в противном случае все старания будут бессмысленными.

Поскольку основной формой деятельности для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста выступает игра, то для решения многих проблем этого возраста как правило используются разнообразные игры. Ряд игр, направленных на решение каждой из поставленных задач в рамках помощи тревожному ребенку можно найти в Приложении.

Важно помнить, что при коррекции повышенной тревожности, равно как и многих других проблем, с которыми сталкиваются родители при воспитании своих детей, самым важным является семейное окружение. Именно в семье ребенок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. Родители, братья и сестры выступают для него как наиболее значимые люди, ведь с ними ребенок взаимодействует ежедневно.

Если родители ухаживают за ребенком, удовлетворяют его потребности в ласке, комфорте и безопасности, они оказывают на него постоянное формирующее воздействие. Окружающий мир становится для ребенка либо приветливым, располагающим к доверию, либо враждебным, вызывающим недоверие.

 

И в завершение вашему вниманию предлагается небольшая памятка для родителей.

Как помочь ребенку преодолеть тревожность

  • Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение, выход, увидеть положительные стороны.
  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Вы должны показать, как можно решить тревожащую ситуацию.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
  • Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
  • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…
  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
  • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
  • Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
  • Помогайте ребенку преодолеть чувство тревоги с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.
  • У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

 

Приложение

 

Игры, направленные на повышение самооценки

 

«Копилка достижений»

Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. Вы действительно сможете достичь такой, казалось бы, глобальной цели, если будете систематически использовать этот игровой прием. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений.

Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей – маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием «успех», или это будут просто симпатичные узоры. Оставьте выбор за мальчиком или девочкой. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы: «Хорошо прочитала стихотворение у доски», «Нарисовала отличный рисунок на тему «Осень», «Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился», «Все-таки смог написать контрольную по математике на «пять», хотя боялся» и многие другие. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. «Утяжеление» копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта).

К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у вашего ребенка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.

Примечание. Данную игру можно использовать сначала для поднятия самооценки ребенка в целом, а потом для повышения веры в свои силы в каком-то конкретном деле, например изучении русского языка в школе. Тогда в вашей «копилке достижений по русскому языку» появятся записи типа: «Сразу запомнила новое правило и поняла тему», «Хорошо написала изложение – близко к тексту», «В сочинении сделал всего одну ошибку» и т. п.

 

«Повторяй за мной»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Детям предлагается, повторяя за ведущим, показать и погла­дить свои ножки, ручки, щечки, пальчики.

 

«Я очень хороший»

Цель: способствовать повышению самооценки детей.

Ведущий предлагает детям повторить вслед за ним несколь­ко слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной гром­костью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший».

 

 

«Медитация на счастье»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Ведущий просит детей закрыть глаза и представить самих себя — совершенно счастливых. Пусть дети мысленно оглядятся вокруг и постараются увидеть, кто находится рядом с ними, где все это происходит. Затем дети берут альбомы и рисуют себя — такими, какими они себя увидели.

 


Игры для релаксации

 

«Лодка»

Цель: расслабление всего тела

Встать сбоку у ковриков – лодок, руки за спину. Психолог показывает и объясняет: «Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я:

Стало лодочку качать – ногу к лодочке прижать!

Крепко ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Сели, руки — на колени, а теперь немного лени.

Напряженье улетело и расслабленно все тело.

Наши мышцы не устали, и еще послушней стали.

Дышим легко…ровно…глубоко…»

 

«Драка»

Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снятие эмоционального напряжения и выражение агрессии, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать.

Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы) От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.

 

«Подарок под елкой»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

 

«Дудочка»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

 

«Любопытная Варвара»

Цель: расслабление мышц шеи

Психолог показывает и объясняет: «Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,

А потом вперед – тут немного отдохнет.

Шея не напряжена и расслаб-лен-на…

А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно.

Шея не напряжена и расслаб-лен-на…

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращение обратно – расслабление приятно.

Шея не напряжена и расслаб-лен-на…»

 

«Воздушный шарик»

Цель: расслабление мышц живота.

Сесть на коврик, ноги скрестить. «Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:

Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.

Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, ровно, глубоко»

Повторите игру еще три-пять раз: напряжение на вдохе, задержка на несколько секунд, выдох и расслабление.

Примечание. Обратите внимание на то, чтобы напрягался именно живот, проследите за плечами ребенка – они не должны подниматься. Второй важный момент – выдох должен быть сделан без усилия, воздух сам выйдет, если перестать напрягать живот.

 

«Достань звезду»

«Достать с неба звезду» означает в нашем языке сделать что-то невозможное, добиться фантастического успеха, осуществить мечту. Что ж, сейчас вы с ребенком этим и займетесь, используя свое воображение.

В отличие от предыдущих игр ребенок должен удобно встать и закрыть глаза. Дальше он, как и раньше, будет пробовать представлять и делать то, о чем вы ему рассказываете. Если хотите, можете включить подходящую медленную музыку, которая станет звуковым фоном для ваших слов:

«Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой — темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на носочки. Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза, вдохни и тянись к своей новой цели!»


Игры, направленные на развитие умения управлять собой

 

«Портрет смелого человека»

Прежде всего, отметим, что тревожные дети излишне склонны к постоянному оцениванию себя и самокритике. Кроме того, в их воображении обычно имеется образ смелого человека – некого эталона, который ничего не боится. Поэтому задача этой игры – не помочь ребенку осознать свои недостатки, а, скорее, осознать свой идеал и сделать его более реальным и достижимым.

Итак, попросите сына или дочь представить себе смелого человека. Как он выглядит? Как ходит? Как общается с другими людьми? Как поступает в сложных ситуациях? Когда картинка возникнет в фантазии, попросите отразить ее на листе бумаги. Обсудите полученный рисунок. Пусть ребенок даст имя нарисованному смелому человеку. Дальше спросите, бывают ли у этого, предположим, Никиты тревоги или страхи? Скорее всего, вы получите отрицательный ответ, ведь нарисован очень смелый человек, сродни супергерою-победителю. Тогда задайте наводящие вопросы, которые должны привести ребенка к выводу, что не бывает людей, которые ничего не боятся. А смелый человек — это тот, кто может справиться со своей тревогой и страхами. Чтобы дети пришли к такому умозаключению, им стоит ответить на вопросы типа: «А у Никиты есть близкие? Разве он не боится, что с ними могут произойти какие-то неприятности? Если Никита – живой человек, то наверняка он бывает уставшим или больным. Может ли он в эти минуты быть таким же смелым? Не сомневается ли он, что сейчас может не справиться с трудностями?» и т. п.

То есть ваша задача в данной игре – максимально «очеловечить» образ нарисованного смельчака, сделать его доступнее для ребенка. Поэтому помимо вопросов о чертах характера типа храбрости можно интересоваться любимыми блюдами смелого человека и тем, как он любит проводить свободное время, с кем дружит и т. д.

Когда вы почувствуете, что образ стал реальнее, можно предложить ребенку неожиданный для него вопрос: «А чем ты схож с этим смелым человеком?» В случае затруднения с ответом помогите ребенку сами, сравнивая услышанное с тем, что вы знаете о своем сыне или дочери, а также с проявлениями смелости, которые были в его жизни.

Примечание. Чтобы совсем сблизиться со своим недостижимым идеалом, можно предложить мальчику или девочке побеседовать с этим человеком. Говорить за обоих будет сам ребенок, сидя то на своем стуле (когда отвечает за себя), то пересаживаясь на пустой стул (когда должен отвечать Смелый человек).

 

Педагог-психолог Заложнова Т.А.

Поделиться в соц. сетях

0
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

*

code

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: