Направленное обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые должны помочь найти в ней свое место, и составляет сущность обучения и воспитания малыша.
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит с отставанием.Причем дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются медленнее.
Очень важно посещать особому ребенку занятия, которые помогают психическому развитию, формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом индивидуальных особенностей).*
Родители должны знать, что каждый ребенок
развивается в трех областях: физической (тело), умственной
(интеллект) и социальной (общение).
Решающую роль в развитии и раннем обучении любого ребенка играют родители и
другие члены семьи. Детям с ОВЗ необходимо стимулирование – разговоры, музыка,
игры, также они нуждаются в большей помощи и систематических занятиях во всех
областях. Области развития, в которых ребенку можно помочь путем раннего
стимулирования и обучающих занятий:
- движения, владение телом, физическая сила, координация движений помогут ребенку передвигаться, выполнять различные действия, играть и работать
- пользование руками (хорошее владение руками, координация движений рук и глаз) поможет ребенку овладеть многими навыками
- органы чувств, особенно зрение, слух и осязание. Они помогут ребенку познавать окружающий мир и реагировать на него
- общение, а именно, слушание, понимание сказанного, овладение речью или другими способами общения
- общение с другими людьми: способность улыбаться, играть, вести себя должным образом и ладить с окружающими
- основные повседневные занятия: еда, питье, одевание, умывание. Эти навыки помогут ребенку стать более независимым и самостоятельным.
Этапы построения домашней программы специального обучения и стимулирования детей с особыми потребностями
- Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются. (пусть об этом будут знать се члены вашей семьи).
- Разделите каждый новый навык на маленькие ступени — на такие действия, которые ребенок может освоить за несколько дней, и только освоения данного навыка переходите к следующей ступени.
- Не ожидайте слишком многого сразу.
Общие рекомендации по оказанию помощи ребенку с особыми
потребностями в развитии
- Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается.
- Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
- Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
- Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
- Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
- Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо.
*В школе Экология и Диалектика есть возможность посещать индивидуальные коррекционно-развивающие занятие, консультации для родителей и проводить диагностирование. После заключения дополнительного договора, вы сможете выбрать удобное для вас время. Занятия будут проходить на базе школе, программу составит педагог-психолог, ориентируясь на ваши пожелания и индивидуальные особенности развития ребенка.
Педагог-Психолог
А.В.Шушакова