IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Роль семьи в формировании личности ребенка

Личностями не рождаются, ими становятся. 

Личность ребенка формируется в процессе воспитания. На то, каким вырастет ребенок, влияет огромное число факторов. Это и общество в целом, и детский сад, и школа, и группа друзей, и, конечно же, семья.

Педагоги во все времена говорили о том, что роль семьи в воспитании ребенка и формировании его личности является самой важной. Родители, сопротивляясь давлению общества, отводят значительную роль воспитательным и образовательным учреждениям (детский сад, школа). Но никто не станет спорить, что прежде чем ребенок оказался в большом мире, он вышел из семьи. И сегодня мы поговорим о том, действительно ли семья играет настолько важную роль в этом важном и сложном процессе – формировании личности подрастающего человечка.

Семья для ребёнка – это не только место его рождения, но и основная среда его обитания и развития. В семье проходит вся его жизнь. Живя в семье, ребенок переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней, изучает мир через семью, в свете семейных отношений.

Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых – «умение осторожно и разумно управлять самим собой».

Каковы же цели и задачи семьи?

Наверное, большинство людей согласится с тем, что основными целями и мотивами воспитания ребенка выступает формирование его счастливой, полноценной, творческой, социально полезной жизни. На созидание этой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Задача взрослых, прежде всего, состоит в том, чтобы научиться различать потребности, которые должны удовлетворяться, и капризы, которые необходимо пресекать. В результате этого в семье ребенок получает свои первые нравственные уроки, необходимые для формирования системы нравственных понятий, привычек, ценностей.

 В раннем детстве воспитание важно строить на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, ему следует все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Однако, если действия ребенка выходят за пределы дозволенного, надо приучить его понимать и беспрекословно подчиняться слову «нельзя».

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Ребенок выбирает ситуации для своих игр из жизни, и мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой. Тем самым они учат ребенка понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются. Вместе с тем ребенок учится решать различные жизненные ситуации, учится взаимодействовать с окружающим миром.

В школьном возрасте от ребенка потребуется сосредоточенность, усидчивость, прилежание. Поэтому очень важно уже в дошкольном возрасте учить ребенка доводить начатое дело до конца, проявлять упорство и настойчивость. Значительную роль играет и трудовое воспитание. При непосредственном вовлечении в бытовой труд ребенок приобретает навыки самообслуживания, учится помогать окружающим, привыкает к дисциплине и ответственности, что в будущем найдет свое отражение и в процессе обучения.

Семья – первая школа общения для ребенка. Здесь он учится уважать старших, заботиться о престарелых, больных, помогать друг другу. В общении с родными, в совместном труде у ребенка формируется чувство долга и взаимопомощи.

Многочисленные  исследования показывают, что из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения». В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. Став старше, ребенок будет понимать и оценивать своих самых-самых родных людей, пользуясь представлениями и понятиями, которые характеризуют разные аспекты личности человека: «Мама требовательная, но добрая», «Папа учит меня быть смелым», «Дедушка все-все на свете знает». Если малыш – желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен. И напротив, оказывается, что ребенок первых лет жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой» тети. Это позже, в начале подросткового возраста, будет важно мнение друга, приятеля, задевает реплика прохожего, а в первые семь-восемь лет самое авторитетное – «Так мама сказала!», «Так велел папа».

И здесь важно не только любить ребенка и руководствоваться любовью в повседневных заботах о нем, в усилиях по его воспитанию. Необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен в том, что его любят, какие бы конфликты и разногласия на возникали в его отношениях с родителями. Только при уверенности в родительской любви возможно правильное формирование психического мира ребенка. Только на основе любви можно воспитать нравственное поведение. Только любовь может научить любви.

 

Итак, роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. Семья всегда играет ведущую роль в формировании личности ребёнка, и только потом детский сад, школа, общество. Ведь именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. И каким вырастет ребенок, зависит, прежде всего, от родителей.

Основой для сохранения теплых взаимоотношений с ребенком является заинтересованность во всем, что происходит в его жизни, искреннее внимание к его проблемам, пусть даже они кажутся незначительными, «детскими», желание понимать, наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

 

И напоследок хотелось бы представить список заповедей Марии Монтессори для родителей:

1.              Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.

2.              Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют — он учит­ся осуж­дать.

3.              Если ре­бен­ка час­то хва­лят — он учит­ся оце­ни­вать.

4.              Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность — он учит­ся драть­ся.

5.              Если с ре­бен­ком чест­ны — он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.

6.              Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют — он учит­ся быть роб­ким.

7.              Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти — он учит­ся ве­рить.

8.              Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят — он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.

9.              Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют — он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.

10.          Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны — он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.

11.          Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют — он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.

12.          Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым — он учится на­хо­дить в этом ми­ре лю­бовь.

13.          Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке — ни при нем, ни без не­го.

14.          Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке, так что в ито­ге пло­хо­му не будет оста­вать­ся ме­с­та.

15.          Будь­те ак­тив­ны в под­го­тов­ке сре­ды. Про­яв­ляй­те по­сто­ян­ную тща­тель­ную за­бо­ту о ней. По­ка­зы­вай­те мес­то каж­до­го раз­ви­ва­ю­ще­го ма­те­ри­а­ла и пра­виль­ные спо­со­бы ра­бо­ты с ним.

16.          Будь­те го­то­вы от­клик­нуть­ся на при­зыв ре­бен­ка, ко­то­рый нуж­да­ет­ся в вас. Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.

17.          Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же исправить ее, но не­мед­лен­но стро­го оста­нав­ли­вай­те лю­бое не­кор­рект­ное использо­ва­ние ма­те­ри­а­ла и лю­бое дейст­вие, угро­жа­ю­щее без­опас­нос­ти са­мо­го ребен­ка или дру­гих де­тей.

18.          Ува­жай­те ре­бен­ка, от­ды­ха­ю­ще­го или на­блю­да­ю­ще­го за ра­бо­той дру­гих, или размыш­ля­ю­ще­го о том, что он сде­лал или со­би­ра­ет­ся сде­лать.

19.          По­мо­гай­те тем, кто хо­чет ра­бо­тать, но по­ка не мо­жет вы­брать се­бе за­ня­тие по душе.

20.          Будь­те не­у­стан­ны, разъ­яс­няя ре­бен­ку то, че­го ра­нее он по­нять не мог — по­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать не осво­ен­ное ра­нее, пре­одо­ле­вать не­со­вер­шенст­во. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью и ти­ши­ной, ми­ло­сер­дием и лю­бовью. Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все на­шел.

21.          В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер — пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас са­мих.

 Автор: Заложнова Т.А., педагог-психолог НОУ-школы «Экология и диалектика»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных