IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Что такое готовность к школьному обучению?

ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Стремление ребенка стать школьником, выполнять новую общественно значимую деятельность, образуют внутреннюю позицию школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности к школе. Не менее важной стороной личностной готовности является способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение успешно взаимодействовать со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути своей является коллективной. В общении со взрослыми ребенок должен удовлетворять свои познавательные интересы. Личностная готовность предполагает также определенное отношение к себе. Для овладения учебной деятельностью, важно, чтобы ребенок умел адекватно относиться к результату своей работы, оценивать свое поведение.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Ребенок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не  совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Для этого ребенку необходимо владеть определенными средствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять существенные признаки, делать выводы). Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать новое.

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ СФЕРЫ

Школьная жизнь требует от ребенка соблюдения большого числа правил. Им подчинено поведение учеников на уроке (нельзя шуметь, разговаривать с соседом, заниматься посторонними делами, нужно поднимать руку, если хочешь что-то спросит и т. д), они служат для организации учебной работы учащихся (содержать тетради и учебники в порядке, делать записи определенным образом и т. д.), регулируют отношения учеников между собой и с учителем. Способность подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу – основные показатели сформированности произвольного поведения. Для развития волевых качеств ребенка приучайте его доводить любое начатое дело до конца.

НА ЧТО ОБРАТИТЬ РОДИТЕЛЯМ ВНИМАНИЕ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?

Вот некоторые занятия, которые будут полезны в период подготовки к школе:

Желание учиться, идти в школу. Стремление узнавать новое. Закрепляйте положительное отношение ребенка к школе. Поделитесь своими (положительными) воспоминаниями о вашей школьной жизни. Никогда не запугивайте ребенка, рассказывая о школе. Старайтесь избегать следующих фраз: «Садись читать, а то в школе у тебя будут одни двойки!» и т.д.

Умение слушать и слышать учителя, выполнять его требования, действовать по образцу. Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т.д.) Следите за тем, чтобы ребенок выполнял правила игры. Умение думать. Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды.

Умение говорить, доказывать свою точку зрения. Больше общайтесь с ребенком. Поощряйте его желание высказывать свою точку зрения, уважительно относитесь к ней.

Готовность руки к письму. Развивайте мелкую моторику руки: вместе с ребенком рисуйте, раскрашивайте, лепите, собирайте мозаику.

Очень хороший способ развития речи, воображения, памяти – это регулярное чтение ребенку книг.

Умение общаться со сверстниками. При общении с ребенком называйте его друзей по именам. Не критикуйте сверстников ребенка! Если возникает необходимость, лучше всесторонне проанализировать сложную (иногда конфликтную) ситуацию вместе с ребенком, думая, как лучше поступить, чтобы избежать ссор в общении с разными детьми, у которых разные (а не плохие и хорошие) характеры. Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в их играх.

Соблюдение социальных и этических норм. Рассказывайте ребенку о правилах поведения в обществе и закрепляйте их своим примером.

Положительное отношение к себе и другим. Уважайте права ребенка, предъявляйте разумные требования, чаще отмечайте его хорошие поступки и успехи. Требований и запретов не должно быть слишком много, но те, что вы установили, должны соблюдаться всеми членами семьи всегда и везде. Кроме того, требования должны быть обоснованными и понятными.

Хорошее физическое развитие. Не забывайте о физических упражнениях. Можно просто включать музыку, под которую приятно потанцевать и порезвиться несколько раз в день.

 

Автор: педагог-психолог Шахова Е.В. 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных