IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Профилактика компьютерной зависимости

Уважаемые родители, сегодня мы начинаем цикл бесед, которые позволят вам избежать зависимости вашего ребенка от виртуальной реальности. Надеемся, что информация будет полезна и найдет отклик.
Подавляющее большинство современных детей и подростков активно вовлечено в мир компьютерных технологий. Без умения пользоваться данными технологиями ребенок не сможет достичь определенного положения в современном мире. Дети, достаточно быстро осваивая новые компьютерные технологии, используют их не только для достижения конкретной практической цели (поиск необходимой информации, набор текста, создание презентаций), но и для свободного времяпрепровождения (игры, чаты, интернет-сайты). Виртуальная реальность очень быстро поглощает ребенка и он становится зависимым.
Разумеется, нет ничего плохого в том, что компьютер помогает «открывать мир», находить друзей, общаться. Зависимость же наступает тогда, когда при появлении альтернативных возможностей проведения досуга, они (эти возможности) отвергаются, когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, но не информации, не пользы.
Другими словами, интернет-зависимость характеризуется сильным желанием ребенка быть в сети, что приводит к нежеланию проводить время с семьей и друзьями, спать, посещать школу и делать уроки. Ребенок может перестать следить за своим внешним видом, начинает болезненно реагировать на просьбы отвлечься от компьютера, теряет контроль за своим временем, причем уход от реальности может усиливаться день ото дня.
Родители должны уметь распознать признаки надвигающейся зависимости, прежде чем она станет реальной проблемой.
Основных причин возникновения компьютерной зависимости у младших школьников и подростков несколько.
Во-первых, это отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Многие родители сегодня заняты исключительно зарабатыванием денег, поэтому живут по принципу «работа — дом — работа», не уделяя ребёнку достаточно времени, не интересуясь его жизнью, не спрашивая о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит. Подросток, растущий в такой семье, считает, что его родители скучны и неинтересны и всеми силами старается быть полной им противоположностью.
Следующая причина — отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Такой ребенок понимает, что можно сидя дома и не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым в игре, найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива притягивает ребёнка к экрану монитора, как магнит.
В группе риска также дети, которые испытывают трудности в установлении контактов с окружающими, у которых нет друзей.

ПРИЗНАКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ:
• когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;
• ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;
• ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;
• ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;
• ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
• у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;
• чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;
• прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;
• ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;
• нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

ФАКТЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ:

— ребенок начал есть, пить, учить уроки, не отходя от компьютера;
-ребенок начал проводить ночи за компьютером;
-ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером;
-как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру;
-ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
-ребенок находиться в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
-ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.

Основные признаки компьютерной зависимости и рекомендации для родителей. помощь оказывается врачом-психиатром.

1. Увлеченность на стадии освоения.

ПРИЗНАКИ:
— долгое сидение у компьютера
— высокая концентрация внимания
— эмоциональное возбуждение во время и после игры.

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНИМАТЬ РОДИТЕЛЯМ:
— настаивать на соблюдении временного режима
— предложить ребенку что-то более интересное
— переключить его на другой вид деятельности (помощь по дому, выполнение важного поручения)
— ненавязчивая цензура компьютерных игр, сайтов в интернете.

2. Состояние возможной зависимости.

ПРИЗНАКИ:
— сильная погруженность в игру или интернет, нахождение за компьютером более 2 часов в день
— снижение интереса к учебе, падение успеваемости
— негативное реагирование на любые препятствия, мешающие нахождению за компьютером
— сужение круга общения (разговоры только о компьютере)
— потеря аппетита, плохой сон, жалобы на головные боли, проблемы с желудком

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНИМАТЬ РОДИТЕЛЯМ:
— Осуществлять контроль за другой деятельностью ребенка (посещение кружков, секций, участие в общественной жизни класса и школы)
— настаивать на соблюдении временного режима нахождения за компьютером
— не позволять ребенку выходить в интернет бесконтрольно
— больше общаться с ребенком вовлекая его в процесс решения реальных проблем
— обращение к психологу, специалисту по нехимическим зависимостям

3. Выраженная зависимость.

ПРИЗНАКИ:
— ребенок не контролирует себя
— явная эмоциональная неустойчивость (при нежелательном прекращении игры может бурно реагировать или не реагировать никак, выглядеть так, словно погружен сам в себя)
— уходы из дома с целью поиграть у друзей или в компьютерном клубе
— угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНИМАТЬ РОДИТЕЛЯМ:
— ребенок нуждается в квалифицированной помощи специалиста, т.к. в дальнейшем очень быстро может перейти на стадию клинической зависимости, при которой

Автор: Шахова Е.В., педагог-психолог

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных