IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Почему дети ведут себя агрессивно?

Агрессивное поведение детей – одна из основных проблем, с которыми сталкиваются взрослые при воспитании детей и которая заставляет их волноваться о том, как же сложится дальнейшая жизнь их ребенка.

Так что же заставляет детей вести себя агрессивно?

Ученые выделяют множество факторов, которые могут влиять на возникновение агрессивного поведения. Среди них можно выделить следующие:

1.                Стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека).

2.                Повсеместная демонстрация сцен насилия.

3.                Нестабильная социально-экономическая обстановка.

4.                Индивидуальные особенности человека (особенности темперамента, сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.).

Можно выделить и другие причины, но все же следует заметить, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Если родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то можно ожидать, что  эти проявления со временем превратятся в черту характера.

Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию – функцию самосохранения как физического, так и эмоционального. В связи с этим часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться именно в период возрастного кризиса, когда ребенок учится вновь приспосабливаться к окружающему миру, к изменениям, которые происходят вокруг него и внутри. И если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно может означать, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.

Многие специалисты считают одной из основных причин агрессивности недостатки семейного воспитания. Познакомимся с некоторыми из них.

1. Гиперопека и гипоопека. Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.
Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих (детей и взрослых), агрессивное поведение «угнетаемого» ребенка. Его агрессия – это завуалированный протест против существующего положения вещей, неприятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Ребенок пытается защитить себя, отстоять свое «Я», и формой защиты он выбирает нападение. Он смотрит на мир настороженно, не доверяет ему и защищается даже тогда, когда никто даже и не думает на него нападать.

2. Избыток или недостаток внимания со стороны родителей. Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Родители с пеленок приучают малыша к мысли, что он – небесное создание, которому все готовы служить. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого ребенка, они получают в ответ вспышку агрессии. Не купили игрушку, – ребенок упадет на пол и будет орать на зло родителям, не дали поиграть папиным ножом, –  он вам ножницами занавески порежет.

Диаметральная природа возникновения агрессии – у детей постоянно занятых родителей. Их агрессия – это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: «лучше пусть отчитает, чем не заметит».

3. Физическое, психологическое насилие по отношению к ребенку или по отношению к одному из членов семьи, свидетелем которого стал ребенок. В данном случае агрессивное поведение ребенка может рассматриваться как механизм психологической защиты или являться следствием научения (копирование родительской модели отношений). Ребенок выбирает, как правило, модели поведения, которые чаще всего используются его родителями. Кроме того, если ребенок является объектом или свидетелем насильственного отношения, то у него формируется представление о позволительности подобного поведения.

Если в семье практикуются физические наказания, то кроме этого у ребенка может сформироваться представление, что в ситуации гнева, когда он раздражен или зол (ведь физические наказания, как правило, сопряжены именно с этими эмоциями), то может применять агрессию.

4. Запрет на физическую активность. Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Представьте, что живой и активный ребенок провел в условиях, когда его поведение жестко контролировалось, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекались. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то разрядку предстоит наблюдать именно родителям. Его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

5. Чувство вины. Как ни странно, повышенную агрессивность могут проявлять и те дети, в которых не дремлет совесть. Это связано с тем, что они испытывают чувство вины и чувство стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред. Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства. Так стоит ли удивляться, если ребенок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому, кого обидел?

Чтобы научиться справляться с ситуациями вины, научиться брать на себя ответственность, ребенку понадобится время и наша помощь и поддержка. А главное – наш пример. Если дети будут видеть, что мы в состоянии достойно справляться с подобными ситуациями, то им будет легче пройти отнюдь нелегкие уроки, которые предлагает жизнь.

Агрессивное поведение – одна из самых распространенных в наше время проблем среди детей. И недаром она считается одной из наиболее сложных, ведь для того, чтобы выбрать стратегию поведения для помощи ребенку, самым важным является, прежде всего, именно выяснение причины в конкретной ситуации.

 

Автор:  Педагог-психолог Базюкина Т.А.

em

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных