Большой словарный запас, позволяющий свободно и четко излагать мысли, свидетельствует о высоком культурном уровне человека.
Как запоминаются слова, как они хранятся в памяти, как извлекаются из памяти и используются в речи?
Ученые установили, что слова в нашем сознании объединяются по смыслу. Принимая это во внимание, мы рекомендуем не просто заучивать слова, а использовать их в разнообразных ситуациях. Так, например, рассказывая о том, какие существуют виды бабочек, букашек и других насекомых, можно показать их изображения, предложить детям нарисовать их; сделать аппликацию; прочесть сказку В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»; прослушать мелодию Римского-Корсакого «Полет шмеля», придумать свою сказку. Чтобы ребенок запомнил значение слова и научился правильно его употреблять, мы предлагаем объединенные по смыслу вопросы и задания.
Учитывая, что способность классифицировать предметы и явления, ведет к формированию системы представлений о мире, мы распределили вопросы, задания, художественные произведения, иллюстрации по тематическим разделам.
Объясняя ребенку, что означает то или иное понятие, старайтесь быть лаконичными, избегать пространных рассуждений. Как правило, дошкольников устраивает краткое объяснение.
Вот к чему могут привести пространные объяснения.
Шестилетний мальчик ест яблоко и задумчиво спрашивает отца:
- Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается коричневым?
Думается, мальчика устроило бы объяснение: «Многие овощи и фрукты темнеют, когда их разрезают. Это происходит из-за некоторых химических процессов. Скоро ты будешь изучать химию, и тебе будет более понятно».
Отец решил дать научное объяснение:
- Дело в том, что в яблоке есть разные химические вещества. В том числе — железо, которое вступает с кислородом, который есть в воздухе, в химическую реакцию, то получается окисление. В результате образуется вещество, которое окрашивает яблоко в коричневый цвет.
Некоторое время царит тишина, потом ребенок робко спрашивает:
- Папа, а ты с кем сейчас разговариваешь?
А.В. Шаркова