IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Готовность к школьному образованию (Беседа 2)

Проблема готовности детей к школьному образованию в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.

Предлагаем Вашему вниманию серию бесед педагога-психолога школы Заложновой Татьяны Александровны.

Беседа  2

Готовность к школе – понятие комплексное и рассматривается специалистами как совокупность физического, физиологического, интеллектуального, эмоционального, психологического уровней развития и готовности ребенка.

Можно выделить четыре уровня готовности ребенка к обучению в школе: 

1.             Личностная готовность – ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

2.             Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

3.             Социально-психологическая готовность – умение общаться со взрослыми и сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

4.             Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

Итак, готовность к школе имеет физиологические, психологические и социальные аспекты. Сегодня мы поговорим о физиологическом аспекте.

Физиологическая готовность к школе – это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления.

Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие необходимый уровень надежности, то есть дееспособности ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму. И наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается к взрослому по внутреннему ощущению времени. Дело в том, что наши «внутренние часы» работают не от пружинки или батарейки, а от тех биохимических реакций, которые происходят непрерывно в клетках нашего тела. Так вот у детей скорость этих реакций намного выше, чем у взрослых. Поэтому они не могут долго заниматься одним и тем же делом, трудно им и сидеть на уроке, даже если он укорочен до 30–35 минут. Новое качество приобретается детьми в этом отношении именно в возрасте 6–7 лет, и это очень важно для того, чтобы можно было успешно организовывать совместную деятельность взрослых и детей.

Основными критериями физиологической готовности выступают морфологические и собственно физиологические особенности развития ребенка.

Морфологические:

1.           Абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг).

2.           Пропорции тела.

3.           Смена зубов.

 

Собственно физиологические:

1.           Моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность к броску).

2.           Работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут).

3.           Чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерениях.

 

Перед поступлением в первый класс ребенка обязательно осматривают врачи-специалисты: отоларинголог, хирург, окулист, невропатолог, стоматолог, психолог, педиатр. Сведения о состоянии здоровья ребенка заносятся в медицинскую карту, которую родители сдают в школу.

   Автор:  педагог-психолог НОУ-школы «Экология и диалектика» Заложнова Татьяна Александровна

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных