IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Этот страшный кризис трех лет!

Уже само понятие «кризис», кажется, не сулит ничего хорошего и звучит грозно. Однако, если разобраться, кризис – это лишь «поворотный пункт» в развитии человека. Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени периоды развития, для которых характерны резкие психические изменения; это нормативные процессы, которые необходимы для нормального хода личностного развития.

Так называемый кризис трех лет – это возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному. Характерной особенностью этого периода является возникновение у ребенка негативизма, упрямства, непослушания и строптивости. Проявление этих реакций можно рассматривать как зарождение потребности в признании, уважении. «Ребенок настаивает не по содержанию желания, а потому что он это сказал» (Л.С. Выготский). В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность с собственными интересами, желаниями, потребностями и «требует», чтобы другие, взрослые, уважали эти желания, потребности и интересы. И чаще всего это требование выражается для взрослых в виде резкого изменения поведения, когда возникает ощущение, что ребенок превратился вдруг в маленького бесенка – он становится упрямым, строптивым, своевольным. Действительно, одним из первых слов детского словаря в этом возрасте является слово «нет». Оно позволяет ребенку выразить свое несогласие, нежелание, дает ему возможность сопротивляться желанию родителей делать все за него, выразить свое право на самостоятельность, автономию.

Л.С. Выготский выделил семь наиболее ярких особенностей поведения ребенка в период кризиса трех лет, которые в большей степени приводят родителей в растерянность.

1.            Негативизм – это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Важно заметить, что негативизм на этом этапе избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими может вести себя достаточно послушно. При этом главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

2.            Упрямство – это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок уже не может. И здесь важно отличать упрямство от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.

3.            Строптивость в этом возрасте направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

4.            Своеволие – стремление ребёнка все делать самому (не даром ключевыми словами в речи становятся «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая может не соответствовать возможностям ребёнка и вызывать дополнительные конфликты со взрослыми. Ребенок начинает активно удовлетворять познавательную потребность, что проявляется в активности и любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Здесь важно учитывать, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности, утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия – важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

5.            Протест-бунт проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. И если он не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания, то начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон утверждал, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

6.            Обесценивание выражается с том, что в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. На этом этапе ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать свои любимые игрушки.

7.            Деспотизм ребёнка проявляется по отношению к близким людям в том, что заставляет родителей делать все, что он требует.

Как было сказано выше, причины возникновения подобных особенностей поведения в этом возрасте объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю, требуя уважения к себе и своим желаниям.

Достаточное удовлетворение потребности ребенка в автономии на этом этапе делает ребенка уверенным в себе, помогает ему осознать свою значимость для других. Все это способствует формированию у ребенка глобального чувства самоуважения, которое является базовой потребностью каждого человека. Неудовлетворение потребности в самостоятельности приводит к возникновению у ребенка целого ряда негативных тенденций, таких как пассивность, забитость, злобу, агрессивность, чувство униженности, беспомощности, которые в своей совокупности способствуют формированию у ребенка компенсаторных и невротических механизмов, проявляющихся в более позднем возрасте.

Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.

Как же вести себя, чтобы благополучно преодолеть все эти негативные симптомы, проявления в поведении ребенка и сохранить мир в семье?

Вот некоторые общие рекомендации:

· Постарайтесь избегать авторитарного стиля взаимоотношений с ребенком и гиперопеки в воспитании.

· Поощряйте познавательный интерес и самостоятельность ребенка. Помните, что потребность в автономии и самостоятельности – ведущая в данном возрасте, и ее удовлетворение приводит к развитию уверенности в себе и самоуважения ребенка.

· Старайтесь быть последовательными, придерживаться единой тактики воспитания в семье. 

· Объясните ребенку правила поведения в простой и доступной для него форме и проявляйте спокойную требовательность к исполнению этих правил.

· Постарайтесь сделать акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании.

· Научите ребенка навыкам общения со сверстниками и взрослыми. Постарайтесь объяснить ему, как надо себя вести в тех или иных ситуациях, а не просто отметить, где и в чем он поступил неправильно.

· Учитесь вместе с ребенком искать компромиссные решения в конфликтных ситуациях, предоставляя ему право выбора.

· Старайтесь давать ребенку понять, что вы слышите его и его мнение, желания. Если нет возможности сделать так, как он хочет, четко объясните ему, почему. Постарайтесь предоставлять ему право выбора.

· Используйте игровые приемы в общении и обучении ребенка самостоятельности.

Помните, что ребенок ведет себя таким образом не назло вам и не из вредности, а потому что иначе он еще не умеет. И исполнение этих простых рекомендаций поможет ему научиться новым способам взаимодействия с огромным миром, в котором он оказался. И задача родителей – помочь ребенку на этом трудном для него этапе и сохранить доверительные, эмоционально теплые отношения внутри семьи.

Автор:  Педагог-психолог Базюкина Т.А.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных