IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь — работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Как правило, ее все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже если они отличаются высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой их обязывает школьное обучение. Для многих первоклассников, особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как у них еще не сформировалась личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д.

Адаптация первоклассника к школе можно рассматривать с двух сторон — физической и психологической. И нельзя сказать, какая из них важнее, поскольку и моральное, и физическое здоровье ребенка одинаково важны.

Физиологическая адаптация заключается в привыкании организма ребенка к новым нагрузкам и школьному режиму. Она может делиться на несколько этапов.

Первый этап физиологической адаптации обычно длится первые три недели. Это самый сложный этап, на котором ребенок постепенно начинает приучаться к новому режиму. Весь организм подвергается значительным нагрузкам, что впоследствии может привести к ослаблению организма. Именно поэтому многие первоклассники начинают болеть в сентябре.

В октябре организм уже более или менее привык к новому режиму, и старается найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Это уже второй этап физиологической адаптации, на нем организм настраивает себя на новый уровень. После такой адаптации, организм ребенка уже все меньше и меньше реагирует на нагрузки, и постепенно привыкает к ним.

Продолжительность адаптации зависит от физиологических и психических особенностей ребенка и может длиться до полугода. У многих первоклассников может наблюдаться снижение аппетита, что приводит к потере веса. Другие могут плохо спать или страдать от головных болей.

Психологическая адаптация первоклассников к школе может проявляться в волнении, чувстве страха, отрицательном отношении к учебе, учителю, неправильном представлении о своих способностях и возможностях и т.д. Ребенок днем или вечером может быть чрезвычайно бодрым, но затем на утро у него будет полный упадок сил, начнутся истерики и слезы.

Часто может наблюдаться уход от деятельности, когда ребенок сидит на уроке и как будто отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия, это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Также ребенок может проявлять негативистскую демонстративность: нарушает общие нормы дисциплины. В основе подобного поведения лежит высокая потребность во внимании со стороны окружающих и, прежде всего, взрослых.

Часто в этот период родители и учителя могут выражать жалобы на то, что ребенок ленится. В основе подобной «лени» могут лежать разные причины:

1.            Сниженная потребность познавательных мотивов;

2.            Мотивация избегания неудач, неуспеха, то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в неспособности.

3.            Общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок усердно трудится, но делает это медленно, и родителям кажется, будто ему лень заниматься. В результате они начинают подгонять ребенка, раздражаются, проявляют недовольство. Ребенок начинает ощущать себя ненужным, плохим, у него возникает тревога, которая провоцирует, в свою очередь, дезорганизацию деятельности.

4.            Повышенная тревожность как глобальная проблема неуверенности в себе тоже иногда может расцениваться как лень. Ребенок не пишет фразу, пример, т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него «порции» любви.

5.            Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно. Это избалованность.

Как же помочь ребенку адаптироваться к школе?

Самый важный результат помощи — восстановление у ребенка положительного отношения к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе: ребенок, родители, учителя. Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточно любимым, тогда школа не является проблемой.
Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Чтобы помочь ребёнку почувствовать себя в школе как можно увереннее, привыкнуть к школе, необходимо поддерживать его во всех начинаниях, помогать с выполнением домашних заданий и окружить его заботой и любовью (но не безграничной опекой!). Если первоклассник хочет самостоятельно выполнить то или иное задание – не мешайте ему, лучше потом вместе с ним исправить ошибки. Помните, что вы сами должны спокойно реагировать на промахи вашего ребёнка, как бы это не задевало вас. Не стоит на первых порах ставить в пример себя или более успевающего одноклассника/друга – это даст ребёнку почувствовать себя более «плохим».

Родители должны терпеливо ждать успехов, т.к. на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что-то, а вопреки всему. Чем больше мы пытаемся воспитывать, давить, тем больше растет сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении: демонстративность, истеричность, капризность порождается отсутствием любви, внимания, ласки, понимания в жизни ребенка.

Также надо ограничить столь любимый сейчас детьми компьютер и телевизор: просмотр телевизора или компьютерные игры должны отнимать у вашего ребёнка не более часа в день. При выполнении домашних заданий каждые 15 минут делайте небольшие разминки с первоклашкой.

28.10.2013г.                                       Педагог-психолог Заложнова Т.АЗаложнова

Поделиться в соц. сетях

0
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

*

code

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: