Выпускникам 2014/2015 года необходимо будет написать итоговое сочинение на заданную тему.
Писать сочинение будут в школах.
Оценка — зачёт/незачёт.
Итоговое сочинение проводится в рамках промежуточной аттестации учащегося по прогрммам среднего общего образования.
Его результаты будут являться основанием для допуска учащегося к государственным итоговым испытаниям (ГИА 11).
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах, созданным приказом Минобрнауки № 722 от 03.07.2014, определены следующие тематические направления итогового сочинения.
- «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова). Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
- Человек и природа в отечественной и мировой литературе. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
- Вопросы, заданные человечеству войной. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
- Спор поколений: вместе и врозь. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
- Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды имеют право вместо сочинения писать итоговое изложение.
Конкретные темы сочинений (итоговых изложений) разрабатываются в закрытом режиме, в рамках приведенных выше пяти тематических направлений и направляются в местные органы управления в сфере образования в день проведения итогового сочинения (изложения).
По желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать и выпускники прошлых лет, чтобы представить его результаты в вузы.
Писать итоговое сочинение (изложение) выпускники будут в первую среду декабря 2014 года в своих школах по темам (текстам), сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. В феврале и апреле-мае 2015 года будет предоставлена возможность повторно написать сочинение (изложение), если по уважительной причине выпускник не смог написать сочинение в основной срок или получил «незачет».
Рособрнадзором утверждены Критерии оценивания итоговых сочинений.
Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам:
- Соответствие теме;
- Аргументация. Привлечение литературного материала;
- Композиция и логика рассуждения;
- Качество письменной речи;
- Грамотность.
Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.
Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).
Источники информации:
Анонс минобрнауки от 01.10.2014
Анонс Официального информационного портала ЕГЭ от 29.08.2014