IconIconIconIconIconIconIconIconIconIcon

Мультфильмы для дошкольников: как их правильно выбрать

Аннотация. Мультфильмы занимают большое место в жизни современных дошкольников. Далеко не всегда их качество соответствует возможностям их понимания и задачам развития, поэтому и возникает потребность в психолого-педагогической экспертизе детских мультфильмов. Речь идет об оценке соответствия формы и содержания мультфильмов психологическим особенностям дошкольников,  В статье приводятся критерии оценки и рекомендации по выбору мультфильмов для детей на разных этапах дошкольного детства (для детей 3-4, 4-5 и 5-7 лет).

Ключевые слова. Мультфильм, университете дошкольники, психолого-педагогическая экспертиза, возрастные особенности детей, когнитивный и эмо­циональный аспекты фильма, мо­дели поведения героев.

Современные дошкольники яв­ное предпочтение отдают про­смотру мультфильмов или компьютерным играм. Время, про­веденное около телевизора или компьютера, по данным социологов, составляет от 20 до 40% всего сво­бодного времени ребенка. По дан­ным ЮНЕСКО, дети 3-6 лет смотрят телевизор, в частности мультфильмы, в среднем 3-4 часа в день, что составляет около 25 часов в неделю. Это значительно пре­восходит время их игры, общения со сверст­никами и взрослыми.

Не так давно главными занятиями до­школьников были игры, рисование, лепка, слу­шание сказок. Конечно, дети смотрели и мультфильмы, но среднее время просмотра составляло в среднем 3-5 часов в неделю, т.е. те самые 30 минут в день, официально раз­решенные дошкольникам Всемирной орга­низацией здравоохранения (ВОЗ). Мульт­фильмы были для ребенка долгожданной радостью, иногда даже значимым событием.

Каковы причины таких изменений? Что делает телевизор столь привлекательным для ребенка? Для начала нужно отметить несколько серьезных причин социально-­педагогического характера.

Увеличение образовательных нагрузок вле­чет за собой потребность в пассивном отдыхе у экрана. Мультфильмы и программы для де­тей все чаще носят образовательный характер. Родители выражают заинтересованность и согласие на то, чтобы ребенок с пользой про­вел время у экрана или просто отдохнул.

Огромный рост популярности видео-про­смотров на домашних DVD-проигрывателях, а также в режиме он-лайн объясняется про­стотой и доступностью этого занятия для большинства семей. Прилавки магазинов и ки­осков заполнены многочисленными сборни­ками мультфильмов всех видов и жанров. В Интернет сети выложено более 10 тыс. мультфильмов, что предоставляет свободу их выбора, времени и длительности просмотра. Дети получили возможность в любое время суток посмотреть любой желаемый мульт­фильм, фильм или передачу. Родители, в свою очередь, получили долгожданную и регулируемую пультом домашнюю «свободу» от ребенка.

Таким образом, дошкольник большую часть свободного времени проводит у экра­на. Настоящим спасением от обилия экран­ного времени является детский сад.

Овреде экранного времяпрепровождения сказано и написано немало, наряду с этим кар­динально изменилось и содержание того, что смотрят дошкольники.

Качество и содержание большей части отечественной кинопродукции для детей в XX в. отвечали самым высоким требованиям критиков и не вызывали вопросов и сомнений у взрослых. Сюжеты фильмов и мультфильмов были добрыми и гуманными, содержание — по­нятным ребенку, его легко можно было перенести в сюжеты детских игр, а герои мог­ли стать достойными для подражания. Худо­жественное исполнение и музыкальное со­провождение большинства советских мульт­фильмов до сих пор вызывают восхищение. В 1991 г. в интернет-сообществе были опуб­ликованы слова Папы Римского Иоанна Пав­ла II (произнесенные еще в 50-е годы), кото­рый настоятельно рекомендовал смотреть со­ветские мультфильмы, поскольку «они несут добро и воспитывают в ребенке сочувствие, заботу о других».

Однако золотой век советской мульти­пликации, к сожалению, завершился. Совре­менные отечественные анимационные студии практически не производят новых мульт­фильмов для детей. Причин тому несколько, и в основном они экономические. Единичные российские проекты заслуживают поощрения и внимания потребителей, но их число несо­поставимо с западными мультипликацион­ными империями, так что в ближайшее вре­мя наши дошкольники вряд ли увидят со­временные качественные отечественные мультфильмы. Часто детям предлагаются преимущественно развлекательные, «взрос­лые» по форме и содержанию фильмы, не рас­считанные на детское восприятие.

В этой связи возникает необходимость психологической экспертизы мультфильмов для дошкольников. Этот вопрос приобрета­ет особую актуальность в связи с принятым законом о защите детей от вредной информации. Как известно, этот закон ограничивает доступ к информации, которая приносит «вред здоровью и развитию детей». К такой информации относятся социально не одоб­ряемые действия, влекущие вред для физи­ческого, психического и нравственного раз­вития ребенка (курение, употребление алкоголя, сквернословие, насилие и пр.)[1].

Однако психологическая экспертиза детских мультфильмов не сводится к вопросу о «вредных» действий героев. Такая экспертизапредполагает анализ соответствия фильма возрастным особенностям детей. При этом речь идет не о выяснении художественных достоинств мультфильмов, а об оценке соответствия их формы и содержания психологическим особенностям детей того возраста. В дошкольном возрасте художественное впечатление может оказывать серьезное влияние на становление основ личности.Кроме того, это период интенсивного психического развития, когда каждый год отличается своими особенностями восприятия, мышления, самосознания и пр.

Вопрос о соответствии мультфильма возрасту перед многими взрослыми вообще не стоит — если малыш смотрит, значит, ему интересно. Мультфильм воспринимается как особый жанр, созданный специально для детей  независимо от их возраста. Между тем мультфильмы для малышей, при их преждевременном и чрезмерном потреблении, несут серьезную опасность для психологического здоровья и развития детей. И психологи, и педиатры единодушно настаи­вают на том, что до 3 лет детям вообще не рекомендуется смотреть на экран как таковой. Это подтверждает и Всемирная организация здравоохранения. Исследования показывают, что раннее (до 3 лет) приобщение и чрезмерное потребление видеопродукции приводят к серьезным негативным последствиям: недоразвитию корковых отделов мозга, нарушениям общения, зависимости от экранной информации, гиперактивности, агрессивности, недоразвитию речи и пр.

В этом контексте принятая в Законе маркировка «о+» на видеопродуктах является грубым нарушением возрастных норм. Про­смотр любых экранных продуктов наносит вред психическому и физическому здоровью детей раннего и дошкольного возраста.

Полноценное восприятие мультфильмов возможно после 3 лет, когда у ребенка достаточно развита речь, появляется воображение, он может общаться. С этого возраста мультфильмы, наряду с книгами и театром, могут и должны войти в жизнь ребенка. В этом случае восприятие художественного текста оказывает развивающее воздействие.

Художественный фильм обогащает жизнь ребенка новыми представлениями, сюже­тами, знаниями. Восприятие художественных произведений пробуждает познавательную активность и любознательность, требует концентрации внимания, соотнесения от­дельных фрагментов текста, понимания свя­зей и отношений между событиями и пер­сонажами. Все это способствует познавательному развитию.

Эстетические впечатления, к которым от­носится восприятие мультфильма, всегда связаны с чувствами и эмоциями детей. Каж­дое произведение потенциально несет раз­личные по глубине эмоциональные состояния. Сложность, амбивалентность этих эмоций, разнообразие и глубина переживаний, без­условно, обогащают эмоциональную сферу ребенка. Кроме того, мультфильмы дают модели поведения персонажей. Герой, если ребенок соотносит себя с ним, не только вы­зывает сопереживание, но и становится объ­ектом идентификации и образцом для под­ражания. «Заразительность» действий, слов и поступков персонажей фильмов очевидна. Персонажи могут стать носителями мораль­ных эталонов, как положительных, так и от­рицательных. Они могут стать для ребенка во­площением доброты, смелости, щедрости, от­зывчивости и других ценных человеческих ка­честв. Соотнося свои действия с действиями героев произведений, дети начинают осо­знавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа.

Таким образом, художественный фильм обладает большим развивающим потенциа­лом для разных сфер детского развития. Но потенциал может реализоваться лишь в том случае, если произведение отвечает воз­растным особенностям ребенка.

Хотелось бы подчеркнуть значимость со­ответствия произведения возрастным осо­бенностям дошкольников, поскольку для многих родителей она не является очевидной. Распространено мнение, что дети сами вы­берут, что им нужно, сами могут отказаться от того, что им неинтересно и непонятно. Но это далеко не так, в особенности когда речь идет о мультфильмах. Дошкольник не в силах преодолеть магнетизм мелькающих зри­тельных впечатлений — он может долго смот­реть на экран, даже не различая предъ­являемых событий и персонажей. В резуль­тате у малышей быстро вырабатывается за­висимость от экрана, которая парализует их волю и активность. Они уже не хотят ничего делать сами, постоянно требуют включить те­левизор (многие сами легко это делают), смотрят фильмы про монстров, чудовищ, вампиров, в которых мало что понимают.

В настоящее время наблюдается суще­ственное снижение возрастных границ включе­ния ребенка в контекст детской субкультуры. Детям 2-3 лет показывают сложные много­слойные фильмы (про Питера Пэна, Русалоч­ку или Гарри Поттера). Младшие дошкольники не могут полноценно пережить и воспринять смысл этих достаточно сложных произведе­ний, соответственно их развивающий потен­циал остается нереализованным.

В большинстве случаев ни родители, ни де­ти в дальнейшем уже не возвращаются к этим богатым источникам эстетических впе­чатлений и человеческих смыслов. Когда ре­бенок не готов к истинному сопереживанию героям, когда он интересуется только сюже­том и действием, он воспринимает произве­дение как пассивный потребитель. Результа­ты наблюдений, опросы родителей показали, что после просмотров полнометражных слож­ных мультфильмов дети часто демонстри­руют состояние эмоционального утомления. Оно может проявляться симптомами как усталости (снижение скорости реакции, вя­лость, невнимательность и др.), так и пере­возбуждения (сильные двигательные реакции, громкие возгласы, затруднение концентрации внимания, неадекватное социальное пове­дение, нарушения аппетита и сна). Возможна и агрессивная реакция.

Содержание игры наиболее адекватно от­ражает образ мира ребенка, актуальные для него жизненные смыслы: он изображает то, что для него эмоционально увлекательно и по­нятно. Поэтому сопереживание героям филь­ма выражается прежде всего в детской игре: ребенок идентифицирует себя с вообра­жаемым персонажем, причем не только в пе­реживаниях, но и в действиях.

Мы попытались выяснить: воспроизводят ли дети содержание современных фильмов в игре? После просмотра некоторых мульт­фильмов им предложили «поиграть в мульт­фильм или героя». В ответ на это предложе­ние дошкольники часто теряются, не могут воспроизвести ни сюжетную линию, ни по­нравившегося героя. В игре они отражали лишь чисто внешние характеристики — дви­жения, перемещения, типичные возгласы. Например, игра в песика Вольта содержала  много высказываний типа «Я всесильный, я всех спасаю», а также много достаточно хао­тичных движений игрушкой в разные сторо­ны. Игра девочек с куклами Винке состояла преимущественно из хлопанья крылышка­ми, перемещения кукол в пространстве, их пе­реодевания. Это наводит на мысль, что ре­бенок не может понять то, что пытались за­ложить авторы в основу фильма. Наблюдения показали, что детям сложно полноценно под­ражать героям фильма и понять, что с ними происходит. Даже дети старше 5-6 лет часто не могут ответить на простые вопросы: о чем был мультфильм? кто главный герой? какой он?

Нередко дети затрудняются определить пол героя или его принадлежность — к людям? животным? сказочным персонажам? Дети не воспринимают непонятный сюжет, несмотря на то, что смотрят один и тот же мультфильм по нескольку раз. Мы видели, что ребенок од­нообразно повторяет рисунок движений ге­роев, их мимику и жесты, но смысла про­исходящих событий (если он вообще там есть!) он не усваивает.

Сюжеты большинства современных зару­бежных мультфильмов так далеки от жизни де­тей дошкольного возраста и окружающих взрослых, что их невозможно отобразить в игре. Показательно, что, получая в подарок игрушку — героя или персонажа культового мультфильма, ребенок вообще не знает, как в него играть. Пережив счастливый момент обла­дания очередным киборгом или Кинг-Конгом, он с гордостью показывает игрушку друзьям и соседям и быстро теряет к ней интерес. В луч­шем случае умеющий хорошо играть ребенок играет с экзотичной игрушкой в обычную «че­ловеческую жизнь» — кормит, гуляет, лечит.

Итак, оценка адекватности фильма воз­растным особенностям детей является важ­ной задачей, от решения которой зависят раз­витие дошкольника, приобщение его к ху­дожественной культуре. Мы исходим из того, что при определении возрастной адресации фильма необходимо опираться на психоло­гические особенности детей того или иного возраста, а именно на их жизненные интересы, возможности понимания, содержание игры, отношения со взрослыми и сверстниками.

Опираясь на традиционные, общепринятые психологические особенности, представленных в работах Д. Эльконина, А. Запорожца, М. Лисиной  и др. [1,4], попытаемся обозначить главные характеристики мультфильмов на разных этапах дошкольного возраста.

Содержанием игры младших дошкольников является выполнение конкретных действий с предметами и игрушками. Ребенок активно строит картину мира, а взрослый становится источником новой информации. Пробуждается познавательная потребность. Интересы ребенка связаны с миром природы (животными, растениями и пр.) и техники (машины, самолеты и пр.). Возникают вопросы, в которых ребенок пытается установить поверхностные связи между предметами и явлениями («почему?», «откуда?», «зачем?» и пр.). Главный жизненный контекст ребенка — семья, совместная жизнь с родителями. Сфера общения со сверстниками еще не доминирует.

В соответствии с возрастными особенно­го для младших дошкольников нужны фильмы с простыми, короткими сюжетами и сказки  с повторяющимися действиями, связанные с семейным укладом (включая его нарушение), в узнаваемых или новых обстоятельствах. Главные темы — жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, знакомство на уровне образов действий с природными явлениями, с ми­ром техники и пр. Важны узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах.

Для малышей важны общий позитивный настрой фильма, эмоции, связанные с конкретными действиями, эмоциональная окрашенность знакомых ситуаций. Героями фильмов могут быть дети или детеныши сказочных животных (возможны антропоморфные предметы, активно действующие, задающие образцы простых правил поведения. Макси­мально выразительный образ героя не должен быть перегружен деталями.

В качестве характерных примеров произведений для младшего возраста могут быть сказки В. Сутеева («Снеговик-почтовик», «Цыпленок и утенок» и пр.), Г. Цыферова («Паровозик из Ромашкова» и др.). Важно подчеркнуть, что для младших дошкольников существуют особые требования: продолжительность экранного произведения не должна превышать 15 минут.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) — это период расцвета ролевой игры и детского воображения. В этом возрасте достаточно  развиты образное мышление и внутренний план действия. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Главное в игре — отношение к партнеру в соответствии со взя­той на себя ролью.

Особую значимость приобретает сфера об­щения со сверстниками. Потребность в при­знании сверстников и в уважении взрослого выходит на первый план.

Исходя из этих возрастных особенностей, можно определить следующие характери­стики произведений: сюжеты фильма связа­ны с общением и различными отношениями между персонажами (дружба, вражда, до­минирование-подчинение и пр.).

Это могут быть разнообразные сказки (на­родные и авторские). Центральные темы свя­заны с миром людей (или антропоморфных животных), их разными жизненными пози­циями, возможными конфликтами и их раз­решением.

Спектр эмоциональных переживаний пер­сонажей расширяется, выходит за пределы си­туативных впечатлений в область личного опыта ребенка. Герой является участником со­бытий, связанных с другими персонажами; важны отношения между ними. Персонажи де­монстрируют различные варианты взаимо­действия. Важно, чтобы главный герой во­площал наиболее эффективные и конструк­тивные способы разрешения конфликтов.

В этом возрасте живой отклик находят та­кие мультфильмы, как «Котенок по имени Гав», «Гуси-лебеди», «Приключения Пифа», «Приключения Кротишки», «Как грибы с го­рохом воевали» и др.

В старшем дошкольном возрасте (6- 7 лет) впервые обнаруживается возмож­ность подчинения своих действий более от­даленному мотиву. Появляется феномен эмо­ционального предвосхищения, содержанием игры становится выполнение правил, выте­кающих из взятой на себя роли, а сюжетом — развернутые темы, связанные с приключе­ниями и фантазиями.

Детей интересуют разные аспекты взро­слой жизни: поступки, отношения, задачи и смыслы человеческих действий и пр. В этом возрасте ребенок усваивает представления о добре и зле, справедливости, усваивает нор­мы и правила поведения; учится видеть себя и ситуацию со стороны, что является важным условием развития самоконтроля и про­извольности. Складываются устойчивые из­бирательные привязанности между до­школьниками, появляется дифференциация детской группы.

Исходя из этих возрастных особенностей, можно предположить, что тематикой про­изведений становятся развернутые сюжеты со сквозными персонажами. Возможны ино­сказания, метафоры, гротескно-карикатурные изображения и описания с шутками и под­текстом. Центральным моментом содержа­ния выступают переживания и внутренний мир героев.

Эмоциональные состояния героев могут быть амбивалентными. Возможны не только ситуативные чувства, но и более обобщенные переживания. Возможны острые, напряжен­ные и отрицательные эмоциональные со­стояния. Герой уже не только действующий и взаимодействующий, но и переживающий и вызывающий сопереживание. Персонажи вы­ступают как носители моральных норм и цен­ностей. Моральные эталоны представлены четко и вызывают определенное отношение.

Для старших дошкольников в полной ме­ре раскрывается огромный мир детской ху­дожественной культуры. Это тот возраст, когда ребенок может присвоить все богатство культурного художественного наследия, соз­данного для детей. Для примера приведем не­сколько характерных для этого возраста произведений: «Варежка», «Домовенок Кузя», «Малыш и Карлсон», «Петсон и Финдус», «Ка­никулы в Простоквашино», «Снежная коро­лева» и многие другие. Все эти произведения имеют мультипликационную версию.

Таковы в общих чертах характеристики со­держания произведений для детей на разных этапах дошкольного детства. Следует под­черкнуть, что прежде всего необходимо определить соответствие произведения эти­ческим и эстетическим критериям. Произве­дения, суть которых противоречит моральным нормам, стимулируют агрессивность, же­стокость, разрушения, нельзя рекомендо­вать маленьким детям.

Помимо сказанного необходимой сторо­ной психологической экспертизы должны быть характеристики художественной формы произведения. В фильмах это ритм и скорость предъявления, продолжительность и пр.; в пе­чатных изданиях — лексические особенности, качество издания, адекватность иллюстраций и т.д. Все упомянутые аспекты нуждаются в специальном анализе с позиции возрастного психолога. Очевидно, что эстетически объект всегда воздействует органическим синте­зом формы и содержания. Их гармоничное со­ответствие определенному возрасту должно стать центральным критерием психологиче­ской экспертизы художественного произве­дения для детей.

В Центре игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического уни­верситета (МГППУ) разработаны критерии психолого- педагогической экспертизы и про­водится работа по выявлению возрастной ад­ресации конкретных произведений. Задачи Центра — не только возрастная маркировка или выявление информации, приносящей вред, но и выявление лучших образцов про­изведений для детей разного возраста, об­основание их преимуществ и привлечение к ним внимания читателей, зрителей, слуша­телей. Главный принцип Центра игры и игруш­ки: «Мы ничего не запрещаем, но мы реко­мендуем лучшее».

 


[1] Возрастная классификация информационной про­дукции — совокупность норм, регулирующих доступ к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей в Российской Федерации. Введена с 1 сентября 2012 г., после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от ин­формации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Автор: Заложнова Т.А., педагог-психолог

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Случайные статьи

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Даю согласие на обработку персональных данных